Вариатор для снегохода

Устройство вариатор Сафари, правила эксплуатации, обслуживание и правила ремонта агрегата, периодичность обслуживающих работ, сравнение с конкурентами.

Что такое вариатор Сафари

Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.

Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.

Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:

  1. Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
  2. Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
  3. Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
  4. Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.

Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.

Устройство в собранном виде на фото.

Основные компоненты, составляющие CVT:

  • ведущий шкив вариатора снегохода;
  • ведомый шкив вариатора снегохода;
  • ремень вариатора снегохода.

Назначение вариатора:

  • сцепление, подключающее и отключающее трансмиссию;
  • передача мощности без смены шестеренок.

РАБОТА ВАРИАТОРА

При возрастании скорости вращения коленвала снегохода и достижении системой зна­чения низшего передаточного числа, ремень вариатора снегохода начинает вращать ведомый шкив.

Система шкив-ремень-шкив превращается в вариатор (CVT), который автоматически принимает положение оптимального передаточного отношения для текущего состояния двигателя (его выходной мощности).

Неисправности вариатора

Износ и дефекты ремней, которые возникают в процессе эксплуатации ? это лучший индикатор не только неисправностей вариаторов для снегоходов, но и КП, двигателя и ходовой части устройства.

Если даже лучший ремень более интенсивно изнашивается с одной стороны, то это означает, что поверхность соответствующего шкива или повреждена, или износилась. Устраняется неисправность заменой дефектной детали. Таким образом, проявляют себя также:

  • Разобранный вариаторнеотрегулированная муфта сцепления;
  • ослабленное крепление ведущего шкива на двигателе.

В этом случае дефектная деталь заменяется, муфту нужно отрегулировать, а крепление подтянуть.

Ремень при работе может проскальзывать и при этом ускорено, но равномерно стираться по трем причинам:

? Он имеет слабое натяжение между шкивами ? нужно натянуть его, увеличивая межосевое расстояние между шкивами. Натяжение проверяется усилием в 10?12 кг на верхнюю часть клиноременной передачи ? прогиб при этом должен быть около 30 мм.

? На систему клиноременной передачи попадает масло ? нужно бензином протереть шкивы и заменить сальник на подшипнике.

? Ослабла или сломалась пружина на шкиве ? заменяется дефектная деталь.

Износ пятнами на ремне может возникать из-за:

  • поломки ведомого шкива ? дефектная деталь заменяется;
  • Вариатор снегохода - вид сверхуподклинивания гусеницы (может застрять камушек, рассыпаться подшипник и т. п.) ? гусеница проверяется, и помеха или неисправность устраняется;
  • повышенных оборотов двигателя при холостом ходу ? нужно отрегулировать холостой ход ДВС.

Вибрация снегохода во время его эксплуатации может возникать также из-за неисправностей в вариаторе:

  • в ведущем шкиву появился люфт ? вышедшая из строя деталь заменяется;
  • поставлен ремень с несоответствующим вариатору углом клина ? расходную деталь нужно срочно заменить;
  • повышенные обороты холостого хода не дают переключаться скоростям в КП ? отрегулировать холостой ход ДВС.

Несоосность шкивов вариатора и биение ведущего шкива может во время работы вариатора под нагрузкой вырывать материал с боков ремня или даже скручивать и растрепывать его. Лучший способ устранения такой неисправности ? это замена ведущего шкива и тщательная регулировка вариатора.

Популярные бренды

Комплект механизмов и оборудования для мотобуксировщиков и снегоходов реализуется под разными брендами. Популярностью пользуется вариатор «Сафари», он меняет передаточное отношение и впоследствии плавно регулирует скорость передвижения техники. Этот механизм также используется для установки на утилитарный снегоход, например, «Буран» или «Тайгу». У данного вида вариатора усиленная крестовина, а также качественный механизм нажима. Эти два узла способствуют надежности изделия в целом.

У «Сафари» малый вес, простая конструкция, при этом он характеризуется хорошей надежностью. При массе 3800 грамма диаметр механизма составляет 21 сантиметр, а длина 16,7 сантиметра. Вариатор для снегохода и мотобуксировщика Forward также пользуется спросом среди потребителей. Этот механизм характеризуется высоким качеством конструкции, долговечностью и надежностью.

ВЕДУЩИЙ ШКИВ

Ведущий шкив вариатора снегохода установлен на коленчатом вале и вращается вместе с ним с одинако­вой угловой скоростью.

Ведомый шкив соединен с входным валом коробки переключения передач и враща­ется со скоростью от нулевой до максимальной.

Неподвижный фланец и направляющая чашка установлены и зафиксированы на ко­ленчатом вале. Подвижный фланец находится под воздействием возвратной пружины. Через нажимные рычаги действует на рампу направляющей чашки.

При увеличении скорости вращения коленчатого вала, нажимные рычаги раздвига­ются под действием центробежной силы. Рычаги давят на рампу, заставляя подвижный фланец смещаться по направлению к приводному ремню. В это же время возвратная пружина сжимается.

Параметры работы ведущего шкива вариатора определяются жесткостью возврат­ной пружины, формой рампы и весом нажимных рычагов.

Изменение передаточного отношения реализовано путем сжимания и разжимания ведущего и ведомого шкивов, что заставляет приводной ремень снегохода вращаться вокруг изме­няющихся диаметров каждого шкива. Для сжимания фланцев ведущего шкива вариатора используется центробежная си­ла.

Вариатор

Являясь радиальной силой, центробежная сила подлежит преобразованию в осевую силу, которую можно использовать для перемещения подвижного фланца ведущего шки­ва вариатора.

Эту задачу выполняют нажимные рычаги, давящие на рампу, либо ролики, сме­щающиеся по рампе, в зависимости от конструкции ведущего шкива.

Назначение возвратной пружины — возвращать подвижный фланец ведущего шки­ва и связанные с ним подвижные части в положение разобщения с приводным ремнем на малых оборотах двигателя.

Жесткость пружины рассчитывается для определенного давления на рычаги и углы рампы, чтобы обеспечить сцепление с приводным ремнем на строго определенной скоро­сти вращения двигателя.

При увеличении скорости вращения шкива возрастает центробежная сила, что, в конечном счете, приводит к преодолению сопротивления пружины и приводной ремень зажимается между подвижным и неподвижным фланцами.

При уменьшении скорости вращения шкива уменьшается центробежная сила, и воз­вратная пружина возвращает подвижный фланец в сторону нейтрального положения.

Сжимающая сила, являющаяся составляющей центробежной силы, используется непосредственно для перемещения подвижного фланца ведущего шкива.

Эта сила прикладывается к рампе. Профиль рампы управляет величиной силы сжа­тия.

Со временем на профиле рампы могут образоваться углубления. Это приводит к то­му, что ведущий шкив начинает медленно сбрасывать обороты, т. к. нажимные рычаги за­стревают в положении полной нагрузки.

Рампа

Угол наклона рампы переменный на всем протяжении профиля. Угол варьируется с тем, чтобы достичь необходимой прижимной силы для передачи через ремень крутящего момента на соответствующем рабочем диаметре шкива.

Профиль обеспечивает необходимый угол взаимодействия с роликом рычага в точке касания. Этот угол определяет, какая часть центробежной силы должна быть преобразо­вана в осевую составляющую.

Осевая составляющая перемещает подвижный фланец, а оставшаяся часть центро­бежной силы поглощается компонентами фланца.

Настройка и регулировка ведущего вариатора снегоход

Таблица регулировки при использовании разных ремней

Обозначение ремня Метод регулировки Размер А, мм Размер Б, мм
Daycomax Не нужен 56 30
«Оптибелт» Не нужен 56 30
«Оптибелт» Удалить 2 кольца 56 29
«Рубена» Не нужен 56 30
«Рубена» Отрегулировать размер Б, кольцами отрегулировать А 57 31

Процесс регулировки: установить размер Б по таблице для ремня вариатора «Рубена» 33x14x1120La. Выбрать Б=30 мм с допуском + 1,5 мм. Регулировка осуществляется шайбой 8, которая ставится между корпусом вариатора и его валом, и она может проводиться подкладкой шайб, которые используются для регулировки ведомых вариаторов между двумя деталями — крышкой и корпусом конуса.

Как снять ведущий вариатор на снегоходе

Понадобятся инструменты: гаечные ключи, вороток, смазка. Открутите 6 болтов и снимите крышку. Придерживайте 2 последних болта, аккуратно вытаскивая пружину. Найдите отверстие под ворот, если его не видно, то утопите последний диск.

Вставьте распорку и застопорите коленвал от шестерни. Установив ворот в отверстие стержня, выкрутите винт и снимите вариатор. Для качественной работы обеспечьте профилактику, каждые 6 тыс. км пробега необходимо устраивать проверку вкладышей, а каждые 3 смазывать стержень под втулкой. Смазка не должна проникать на поверхности дисков, которые имеют форму конуса. Интервал свободного хода не должен быть больше 1 мм, а зазор между вкладышем и направляющими рёбрами — максимум 1,5 мм. Для смазки использовать Литол-24, Циатим-20.

Как заменить ремень вариатора на снегоходе

Поставьте снегоход на ровную поверхность, установите ручной тормоз для защиты от прокручивания ведомого диска устройства. Зафиксируйте ведомый шкив, зажав колодками диск тормоза. Откройте капот, выньте кожух ремня. После снятия будет виден шкив.

При работе используйте перчатки, чтобы защитить руки от повреждений.

Порядок действий:

  1. Накидным гаечным ключом проверните внутренний механизм диска ведомого по часовой стрелке и нажмите в область двигателя. Ремень должен стать слабее. Установив шкив в этом положении, снимите его с ведомого диска. Лучше начинать снимать с верхней части. Вытащив ремень со шкива, скиньте его с ведущего, он должен остаться в руке.
  2. Новый ремень установите в обратном направлении. Сначала наденьте ремень на шкив и сверху на ведомый диск. После этого накидным ключом поверните механизм по часовой стрелке. Одновременно нажмите на него в сторону мотора.
  3. Поправьте и наденьте ремень целиком. Дополнительно регулировать нет необходимости.
  4. Запустите мотор. Установите защитный кожух, который закрывает шкивы вариатора.
  5. Снимите снегоход с «ручника».
  6. Закройте капот.

После стоянки перед началом движения нужно «стряхнуть» гусеницу: возьмитесь за задний бугель и поднимите снегоход, после чего резко опустите. Примерзшая гусеница сохранит в целостности вариатор и ремень.

Обслуживание

Как и любой другой составной в конструкции мотобуксировщика, вариатору требуется техническое обслуживание. Его стоит осуществлять через каждые 3000 километров пробега техники. Владельцу машины не стоит забывать о смазке вариатора. Смазывать детали стоит специальным универсальным средством. После того как техника пройдет 6000 километров, потребуется осуществить проверку состояния вкладышей на утяжелительных осях. Прогревать двигатель необходимо при нейтральном положении, это способствует предотвращению намотки резины на вал. Резиновый налет на валу можно устранить кусочком ткани, что смочена в бензине.

Советы по ремонту от специалистов

Кроме вариатора с ремнем по регламенту нужно проверять состояние гусеницы и ее натяжение, ее расслабление характеризуется глухими шумами при езде на снегоходе. Для натяжения ленты приподнимите заднюю часть транспорта, зазор определите между рельсом и опорой траков. В норме он составляет 50 мм. У направляющих катков расслабьте болты крепления и контргайки. Чем больше провисание, тем сильнее зажимают болты крепления. При достижении нужного натяжения, зафиксируйте каток контргайками. Этот процесс для двух катков.

Ситуация с изнашиванием направляющих, по которым движутся гусеницы, походит на перегрев двигателя: детали стираются, если долго передвигаться по трассе, льду. Для решения проблемы нужно найти снежный покров, чтобы остудить скобы и уменьшить трение.

Износ ремня вариатора на снегоходе можно вычислить по определенным признакам: сложность развития максимальной скорости, свист, старт с места при высоких оборотах. Если есть хотя бы один признак – поменяйте ремень после предварительного осмотра.

Отзывы специалистов

Отзывы о вариаторе «Сафари» предоставляют в различных источниках профессионалы и обычные пользователи. Специалисты утверждают, что это качественное оборудование. Чтобы вариатор служил долго, необходимо обратить внимание на некоторые вопросы при выборе.

Крестовина механизма и пружина должны быть усиленными. Стоимость подобного оборудования составляет около 3600-3700 руб. Визуально следует оценить качество материала. Литье не должно иметь дефектов и вкраплений посторонних частиц. Поверхность должна быть гладкой.

Чтобы шкив в процессе настройки не отвернулся с вала, мотор нельзя запускать при снятом кожухе и ремне. Следуя рекомендациям инструкции, можно ожидать от оборудования длительного срока эксплуатации.

Интересные новости по теме

Оставить комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...