Толкач для мотобуксировщика своими руками: чертежи самодельного модуля-толкача. Как сделать рулевой узел

Сани-волокуши для мотобуксировщика очень важны, ведь они позволяют перевозить грузы даже в ужасных погодных условиях. Но не во всех моделях сани достаточно большие, поэтому чаще всего приходится делать своими руками. Самодельные сани получаются очень хорошими, если делать их по чертежам.

Содержание

Как сделать своими руками?

В этой части статьи мы рассмотрим, как сделать самодельный лыжный модуль.

Инструменты и материалы

Материалы можно приобрести в магазине либо взять со старой ненужной техники:

  • профильная труба;
  • седло;
  • пластиковые лыжи;
  • руль;
  • амортизаторы.

Инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • дрель;
  • гаечные ключи;
  • мелкие расходники (крепежные элементы).

Схема изготовления

Основной частью конструкции лыжного модуля является рама-остов, начинать сборку рекомендуется с нее, в соответствии с ранее выбранным чертежом. Главная конструктивная особенность – расстояние между лыжами (около 90 см).

Система управления мотобуксировщиком переноситься на руль будущего модуля. Последним шагом будет крепление сиденья и подрессорных лыж.

Инструменты и материалы

Для работы понадобятся:

  • сварочный аппарат;

  • сварочный инвертор (он может быть составной частью сварочного аппарата);

  • напильник;

  • комплект рабочих ключей;

  • токарный и фрезерный станки;

  • отвертки;

  • различные мелкие инструменты;

  • дрель;

  • угловая шлифовальная машина.

Во всех моделях, включая кустарные, крепление частей производится главным образом шарнирным способом. Но более практичным методом является жесткая связка. Дышло собирают из профильной стальной трубы. Дополнительно потребуются:

  • уголки;

  • рулевой стакан;

  • корыто;

  • сайлентблоки;

  • вилка;

  • балка, соединяющая корыто с выступами вилки.

Назначение, двигатель и другие замечания

Мотособака изначально создавалась для продажи либо знакомым, либо любому желающему. Т.к. никто из знакомых пока не созрел, буксировщик выставлен на продажу. Цена будет указана в конце статьи.

Основной идеей при постройке мотобуксировщика было создание максимально прочной, надежной и универсальной конструкции при минимальных расходах. Именно поэтому мы не особо заморачивались с покраской, прицепным устройством и отказались от кожуха, защищающего двигатель от холода. Но при этом мы не стали экономить на толщине металла и качестве комплектующих.

На буксировщике установлены 380-мм бурановская гусеница на 57 шагов общей длиной 2878 мм, также бурановские валы и 3 симметричные тележки. Двигатель Lifan 170F-TR, мощностью 8 л.с. с автоматическим редуктором. Самый мощный из небольших и легких двигателей Lifan. На 9 л.с. гораздо тяжелее.

Опыта эксплуатации именно этого двигателя у меня нет, но первые впечатления только положительные, особенно по сравнению с моим Forza FZ-6,5:

  • Бензобак на резиновых шайбах, гасящих вибрацию, с нормальной крышкой на резьбе и цепочке;
  • Глушитель из более толстого металла, как и кожух охлаждения цилиндра;
  • Кнопка подкачки топлива;
  • Отверстие забора воздуха с металлической сеткой.

Что касается этапов сборки, то в нашем случае они корректировались в зависимости от наличия или отсутствия нужных комплектующих и расчета нужных размеров. При наличии всего необходимого последовательность может быть другой, например крепление двигателя можно приварить на одном из самых ранних этапов.

Касаемо размеров рамы:

Чертеж мотособакиЧертеж рамы мотобуксировщика
Обновленный вариант рамы

Для чего нужна мотособака

Мотобуксировщик сделает зимний отдых приятнее: переходы легче, и не надо на себе тащить рыболовные снасти, бур, табуретки, термосы с горячей едой, палатку. Можно без ущерба для здоровья взять не столь необходимые вещи для комфорта. И поездка может стать захватывающим приключением.

Мотособака с санями

Сообщений с 1 по 25 из 1,535

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Тема: Толкач — технические моменты.

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Алексей, не плохо бы сюда кидать и технические данные, например,размеры профиля,дышла,особенности крепления  к раме, ну и так далее…

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • coka
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Карелия
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 3,372

Re: Толкач — технические моменты.

Имеющий глаза-всё что надо увидит.

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

coka пишет:

Имеющий глаза-всё что надо увидит.

Человек опирается не на одно лишь зрение…хуже то не будет..  http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/beee.gif

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Re: Толкач — технические моменты.

Алексеевич пишет:

Алексей, не плохо бы сюда кидать и технические данные, например,размеры профиля,дышла,особенности крепления  к раме, ну и так далее…

Насчет линейных размеров, у меня все по месту делалось.  В остальном: Дышло из профиля 20*40, рама и поперечина волокуши тоже. Узел крепления дышла к буксу, из нижнего уха переднего амортизатора УАЗа, которое приварено к профилю. Затем впрессовал туда  новый сайлентблок. Болт этого крепления 12*80 с мелкой резьбой (вроде стремяночный Волги??). Безрезьбовая часть его, как раз в сайлентблоке получается. К уху склизовой подвески приварена гайка для этого болта. Болт вкручен в эту гайку и законтрен с другой стороны уха, самоконтрящейся гайкой. Дышло крепится к раме 4-мя болтами с самоконтрящимися гайками.  Т.е. при всей сборке конструкции, закручиваются 4 болта рамы, и 2 болта крепления к волокуше. Соединяется разъем проводки, и подсоединяется трос газа.  Сиденье быстросъемное, снимается и ставится одним движением, позже сфотаю. Сиденье из текстолита, положен утеплитель, и обшито непромокаемым материалом. Руль и рулевая колонка — от мотоцикла Урал, вилка сварена из труб его же рамы. Крепление к волокуше сделано из двух кроватных уголков, сваренных вместе, прямо по месту на волокуше. Нижняя гайка бОльшего диаметра, служит центратором для болта, приварена к поперечине. Болт вкручивается и упирается в поперечину, притягивая крепление снизу, к каркасу волокуши.  Вот, вкратце… 😎   😎 Отредактировано Aleos (25 декабря, 2014г. 20:33)

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Ограничитель хода вверх них букса  нет?

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Re: Толкач — технические моменты.

Алексеевич пишет:

Ограничитель хода вверх них букса  нет?

Не, пока необходимости в нем не нашел. Гусеница-то взрослая! 😎 И в передке у меня всегда катается запас бензина на полный бак + бензин-масло для пилы + сама пила… Ни разу пока не зарывался, а целик был тяжелый…

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Трос газа где доставал?

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Re: Толкач — технические моменты.

Алексеевич пишет:

Трос газа где доставал?

От Муравья — газ и сцепление (1,8+1,4 м), рубашки срастил. У меня длина большая. В магазине длину сказал, подобрали нужные. Внутренний тросик метражом, 2 мм. Бобышку припаивал. Запасной готовый трос с собой вожу, но пока не понадобился, хотя рабочий побит изрядно. Отредактировано Aleos (6 декабря, 2014г. 21:13)

  • Юрий8686
  • Спец 1 класса
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 178

Re: Толкач — технические моменты.

.Сегодня съездил купил тросик в силиконовом кожухе, мягкий и внутри тросик стоит. Почти готовый к установке .Длина три метра и стоит 170 рублей.http://sa.uploads.ru/t/jDFov.jpg   От багажника длинной нивы.внутри кожуха стоит вставка а потом сам тросик.
Отредактировано Юрий8686 (6 декабря, 2014г. 21:19)

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Юрий8686 пишет:

.Сегодня съездил купил тросик в силиконовом кожухе, мягкий и внутри тросик стоит. Почти готовый к установке .Длина три метра и стоит 170 рублей.http://sa.uploads.ru/t/jDFov.jpg   От багажника длинной нивы.внутри кожуха стоит вставка а потом сам тросик. Отредактировано Юрий8686 (Сегодня 21:19)

Там бобышка какая?

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Юрий8686
  • Спец 1 класса
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 178

Re: Толкач — технические моменты.

http://sa.uploads.ru/t/e0OyN.jpg
Бобышка паянная под курок газа подходит.Наконечники пластмассовые ,разбираешь трос  и наконечники по разным концам поставить. Да забыл их два вида,в чёрной оплётке там стоит стальная жила подходит для открывания заслонки с руля.
Отредактировано Юрий8686 (6 декабря, 2014г. 22:02)

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Aleos

Юрий8686спасибо!

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Юрий8686
  • Спец 1 класса
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 178

Re: Толкач — технические моменты.

Алексеевич пишет:

Aleos Юрий8686 спасибо!

Не за что,я прикупил два длинных  и от классики  заслонку сейчас стал вопрос как её закрепить.    http://sa.uploads.ru/t/aAOWu.jpg Тросик от подсоса выкину поставлю длинный и на руль толкача. Отредактировано Юрий8686 (7 декабря, 2014г. 10:21)

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Юрий8686 пишет:

Не за что,я прикупил два длинных  и от классики  заслонку сейчас стал вопрос как её закрепить.     Тросик от подсоса выкину поставлю длинный и на руль толкача. Отредактировано Юрий8686 (Сегодня 10:21)

У меня такой стоит на руле на открытие закрытие заслонки.. еще бы двигатель со стартером- вообще бы из саней не вылез 😎

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Re: Толкач — технические моменты.

Aleos пишет:

Сиденье быстросъемное, снимается и ставится одним движением, позже сфотаю. Сиденье из текстолита, положен утеплитель, и обшито непромокаемым материалом.

Вот видео сидушки: <iframe width=»480″ height=»284″ src=»http://www.youtube.com/embed/b8UEN2bwNmk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»></iframe>

  • Петрович51
  • Петрович51
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Архангельская обл.Устьянский р
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 3,760

Re: Толкач — технические моменты.

Проверьте,этот вариант «сцепки»толкача.На рессоре.Ехать «мягко,только покачивает».Даже,когда «колбасит»,рессора гнется,влево-право,тебя не КИДАЕТ вместе с буксом.
Хотя бы,ответ.+ или — по сравнению с жесткой сцепкой.Может и вредит ,когда в глубокий целяк , а может помогает ? Мне,так и не собраться переделать на жесткую и сравнить…http://forumimage.ru/uploads/20141214/141858231904216179.jpg
Отредактировано петровыич51 (15 декабря, 2014г. 17:46)

  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Всем привет! Доделал толкач,испытания завтра… фото не стал делать, темно.. вопрос такой… какие места на толкаче следует усилить… чего то руль от Орленка не внушает доверия, как бы не свернуть..  😎

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Путник
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Volga
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 3,244

Re: Толкач — технические моменты.

Алексей, я немного тоже испробовал толкач весной и вынес для себя: для заднеприводного букса для лучшей развесовки точку соединения нужно вынести вперед. Сейчас обзавелся ЛМ, но тему толкача для себя тоже не закрываю, но сцепку переделаю.

  • Aleos
  • Aleos
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,115

Re: Толкач — технические моменты.

Путник пишет:

Алексей, я немного тоже испробовал толкач весной и вынес для себя: для заднеприводного букса для лучшей развесовки точку соединения нужно вынести вперед.

  Тогда каждая кочка, будет в задницу «отдаваться» 😎 . При креплении в середине, букс качается сзади, сам по себе. Фиксатор хода дышла, просто можно сделать. Для хода в целик.

  • Путник
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Volga
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 3,244

Re: Толкач — технические моменты.

Трудно сказать, насколько ход передка больше хода средней части в реальности, может быть ещё и есть зависимость от типа, т.е. катки или склизы. У меня последние и отдавалось при срединной сцепке хорошо и нужно либо сиденье делать мягче, либо амортизатор ставить. Это при движении по жесткому полевому насту.

  • Юрий8686
  • Спец 1 класса
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 178
  • Алексеевич
  • Алексеевич
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл.
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,709

Re: Толкач — технические моменты.

Ну вот…. обкатал сегодня приставочку… впечатлений масса и косяков по сборке не меньше 😎 в основном отваливалось рулевое, но это уже мой косяк… усиливать надо… подскажите как проложен трос газа у вас? У меня по один и через отверстие в кузове на карбюратор.. и в этом месте рубашку ломает…http://savepic.net/6273731.jpg
Отредактировано Алексеевич (19 декабря, 2014г. 22:29)

Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • таежник
  • Новичок
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1

Re: Толкач — технические моменты.

скажу свои  мысли по поводу:
я крепил букс почти в середине(45см-55см). не напрягает.
дышло сделал сьемное. т.е. уголок 50(10см) ложится на балку.и крепится болтом М 14. гаек само собой две, на уголок приварил резьбу от сгона (д50мм) на дышле—кусок трубы с внутренней резьбой 40мм длинной.
делал для поиска точки крепления…так и осталось.

  • Путник
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Volga
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 3,244

Re: Толкач — технические моменты.

Про развесовку, при заднем приводе особенно когда снег глубокий и мокрый букс норовит становиться на свечу и перед нужно подгружать. Наверное, стопор тоже решение, но мое мнение, чаще всего переднее расположение движка или подгруз передка дает преимущества и можно толкач делать  сразу с учетом этой особенности, т.е. сдвинуть место соединения вперед.

Почему стоит изготовить мотособаку

Оборудование отличается компактностью, неприхотливостью и не предполагает необходимости наличия отдельного помещения для хранения. Если вы изготовите такой мотобуксировщик самостоятельно, то он будет способен облегчить вам жизнь, это особенно касается рыболовов и охотников, а также любителей активного зимнего отдыха. Собрать данный прибор можно из подручных средств, этот подход окажется рентабельнее по сравнению с приобретением модели заводской сборки.

Выбор

При выборе толкача необходимо учитывать, что ширина саней-волокуш должна быть немного больше, чем ширина гусениц мотособуксировщика. Корыто должно быть выполнено из высокопрочного пластика — этот материал уменьшает вес конструкции и не будет создавать лишней нагрузки на технику.

Сиденье для водителя должно быть мягким и регулируемым под рост пользователя. Ехать в жёстком и неудобном кресле очень тяжело и неудобно, особенно по кочкам. Будет хорошо, если в конструкции толкача предусмотрены фара и защитное стекло. Рама должна быть окрашена антикоррозийным покрытием.

Толкач может крепиться как спереди, так и сзади. Идеальной будет модель толкача с обоими этими вариантами, так как крепление позади буксировщика можно использовать для перевозки дополнительного груза.

Что касается высоты бортов, то они могут быть низкими и высокими. Ошибочным является мнение, что высокие борта лучше защищают от попадания внутрь модуля снега. Наоборот, низкие борта намного удобнее, а снег не засыпается в корыто, так как уже утрамбован передней частью устройства, имеющей скошенный вид.

Может, лучше купить снегоход?

На сегодняшний день в продаже имеются готовые снегоходы и мотобуксировщики различных фирм. Стоимость их начинается от 100 000 руб. и выше. Цена снегоходов брендовых фирм превышает 1 500 000 руб. Купить такой может не каждый. Мало того что они очень дороги сами по себе. Для снегохода необходимо отдельное место в гараже, у него большой расход топлива, дорогостоящее обслуживание. Чтобы не получить штраф, необходимо получить права категории А1, которые выдаются водителям самоходных машин в Гостехнадзоре. Управлять самоходной машиной без прав запрещено. А еще за снегоход придется платить транспортный налог.

Если руки золотые

Можно собрать из подручных и не таких дорогих материалов своими руками мотособаку. Как сделать такой транспорт? Об этом пойдет речь далее.

Для этого безусловно потребуются определенные навыки, материалы, инструменты и время. Можно выбрать из имеющихся вариантов, но можно создать собственный чертеж мотособаки своими руками. Затем собрать транспорт и получить удовольствие, удобство и дополнительное время на отдых за счет уменьшения времени на прохождение пути по заснеженным полям и дорогам.

Какими бывают?

Сделать из мотобуксира транспортное средство, напоминающее снегоход, можно с помощью лыжно-колесного модуля. С ним удобство в управлении увеличивается в несколько раз. Водитель уже располагается не на санях, а спереди мотособаки, и сам совершает повороты руля. Удобнейшее приспособление для езды по снегу, летом его можно заменить на аналогичный колесный модуль.

Вся система весит около 20 килограммов и также не займет много места при ее перевозке. Можно использовать однолыжный модуль или с двумя лыжами спереди.

Преимущества, получаемые при установке рулевого модуля, — увеличение вместимости саней-волокуш:

  • водитель уже не управляет транспортом с них;
  • увеличивается скорость мотобуксира, потому что вес распределен равномерно;
  • удобство управления;
  • также за счет правильного распределения нагрузки соприкосновение лыж и гусениц с поверхностью увеличивается, а расход топлива уменьшается;
  • устойчивость системы благодаря широкому расположению лыж, то есть мотобуксир не перевернется в неожиданный момент.

Кроме плюсов, также есть и ряд минусов:

  • придется получать права на управление транспортным средством, так как новая конструкция сравнима с мини-снегоходом;
  • затруднительно проехать по рыхлому снегу;
  • частые поломки из-за больших нагрузок на раму и ходовую часть мотособаки.

Модуль толкач имеет вид саней с металлическими полозьями и фанерным дном. Основная его функция — уплотнение снега перед гусеницами. Толкач-трансформер может располагаться как перед мотобуксировщиком, так и позади него.

Их название пошло от старинной конструкции — «волокуша». Обычные сани перемещаются по снегу с помощью двух лыж-полозьев, а сани-волокуши делают это с помощью дна. Их можно разделить на 2 подвида — транспортные и рыболовные, различия только в размерах. В дополнение на дно саней можно прикрепить специальные накладки толщиной 8 миллиметров, которые защитят пластик от истирания.

Мотособака собственного изготовления: технология

Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты и оборудование для мотособаки. Подробно ознакомиться с ходом работы можно при просмотре тематического видео.

Подготовка к работе

Чтобы проблем с использованием мотособаки не возникло, важно сразу определиться с ее основными техническими параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью двигателя;
  • типом трансмиссии;
  • системой запуска двигателя – ручной или электрической.

Также следует подумать над дополнительными приспособлениями мотособаки – лебедкой, освещением, защитными элементами, сиденьями. Затем составляется точный чертеж, на котором будут отражены все нюансы. Далее можно заказать комплект деталей для мотособаки или подобрать их самостоятельно из имеющихся в наличии от иной техники.

Необходимые инструменты

При работе не обойтись без сварочного инвертора, дрели и болгарки, набора гаечных ключей. Также для монтажа мотособаки потребуются отвертки, напильник, прочие мелкие инструменты. У мастера должен быть доступ к токарному, фрезерному станкам.

Схема изготовления

Основной частью конструкции лыжного модуля является рама-остов, начинать сборку рекомендуется с нее, в соответствии с ранее выбранным чертежом. Главная конструктивная особенность – расстояние между лыжами (около 90 см).

Система управления мотобуксировщиком переноситься на руль будущего модуля. Последним шагом будет крепление сиденья и подрессорных лыж.

Двигатель машины

Чаще всего для мотособак используются двигатели марок «Хонда», «Ямаха» (дорогие) или китайских брендов (MTR, «Лифан» и другие бюджетные). Эти силовые агрегаты сильно различаются по цене, хотя мощность их обычно равнозначна. Отлично себя зарекомендовали двигатели «Лифан» с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые применяют для создания мотособак мотор из мотоблока, снимают двигатель с бензопилы «Урал», пилы «Дружба».

Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

Как выбрать двигатель?

Сердцем рассматриваемого устройства становится двигатель, который характеризуется довольно большим количеством особенностей.

Наиболее важными параметрами назовем следующие:

  1. Тип применяемого топлива. Чаще всего выбираются бензиновые двигатели, так как они проявляют более высокие эксплуатационные характеристики при низкой температуре. Также есть и дизельные двигатели, однако они менее надежны и более проблематичны в обслуживании.
  2. Мощность является важным и наиболее определяющим фактором. В большинстве случаев при самостоятельной сборке мотособаки применяется модель, мощность которой составляет 6,5 л. с. Также есть и более мощные модели, но они обходятся намного дороже.
  3. Не стоит забывать о том, что популярность бренда, под которым выпускается мотор, во многом определяет ремонтопригодность, надежность и другие технические характеристики. Не стоит забывать о том, что при длительной эксплуатации также требуется проводить периодическое обслуживание, которое предусматривает замену износившихся деталей.

При выборе более подходящего двигателя следует уделить внимание его габаритам, а также весу. Слишком тяжелая модель делает всю конструкцию более увесистой.

Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20×40 миллиметров, формируют остов.

В него ввариваются 2 уголка по 40 миллиметров, поверху приваривают предохранительную конструкцию для движка, которая не позволит ему получить повреждения при переворачивании техники. К раме также не мешает «пришить» посредством заклепок оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.

Подвеска мотособаки

Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.

Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода).

Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.

Вариатор для самодельного вездехода

Прочная рама

Изготовить своими руками мотособаку довольно просто. Рама является обязательным элементом, так как без нее просто невозможно соединить все узлы воедино. Для работы понадобятся прочные металлические пруты с сечением 20 х 40 мм. Итоговая ширина ограничена размером гусеницы. Если у мастера нет в наличии оборудования, тогда лучше заранее купить раму для мотобуксировщика. В продаже можно встретить модели с посадочными местами. Эксперты не рекомендуют использовать те агрегаты, где рама изготовлена из обычного обрезиненного дерева. Такого изделия хватит максимум на 5 лет, при условии щадящей эксплуатации. По истечению этого времени изделие просто начнет деформироваться и придет в полную негодность.

Изготовление мотособаки своими руками

Гусеница мотособаки

Такие устройства могут быть снегоходными и специализированными, созданными именно для мотособак. Они различаются шириной, высотой, длиной. В продаже есть сменные гусеницы от снегоходов, которые можно применять в изготовлении мотобуксировщиков. Популярны гусеницы от «Бурана», но высокой проходимостью они не отличаются, эксплуатировать мотособаки придется только на замерзшем водоеме, хорошо накатанной дороге.

Приобретать следует не слишком узкие гусеницы. Оптимальным считается изделие на 50 см, поскольку оно делает мотособаку устойчивой, проходимой, маневренной. Есть в продаже и «агрессивные» гусеницы повышенной проходимости, их ширина – от 55 см, выполнен особый рисунок протектора. У изделий повышена высота грунтозацепов – она равна 32 мм (стандартная составляет 21 мм). Можно также сделать гусеницы самостоятельно из транспортерной ленты. Траки выполняют из березовых планок, иных материалов.

Изготовление гусеницы своими руками

Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Как выбрать двигатель?

Сердцем рассматриваемого устройства становится двигатель, который характеризуется довольно большим количеством особенностей.

Наиболее важными параметрами назовем следующие:

  1. Тип применяемого топлива. Чаще всего выбираются бензиновые двигатели, так как они проявляют более высокие эксплуатационные характеристики при низкой температуре. Также есть и дизельные двигатели, однако они менее надежны и более проблематичны в обслуживании.
  2. Мощность является важным и наиболее определяющим фактором. В большинстве случаев при самостоятельной сборке мотособаки применяется модель, мощность которой составляет 6,5 л. с. Также есть и более мощные модели, но они обходятся намного дороже.
  3. Не стоит забывать о том, что популярность бренда, под которым выпускается мотор, во многом определяет ремонтопригодность, надежность и другие технические характеристики. Не стоит забывать о том, что при длительной эксплуатации также требуется проводить периодическое обслуживание, которое предусматривает замену износившихся деталей.

При выборе более подходящего двигателя следует уделить внимание его габаритам, а также весу. Слишком тяжелая модель делает всю конструкцию более увесистой.

Сборка мотособаки

Вначале делают раму мотособаки, которая поможет закрепить двигатель, коробку, ходовку. Для этого подобранные трубы (также подойдет балка или швеллер) сваривают в прямоугольную рамку. Затем приваривают крепления для всех важных узлов мотособаки. После можно установить двигатель.

samodelnyj-motobuksirovshhik-630x473.jpg

Ходовая часть должна быть основана на опорных подшипниках. На токарном станке вытачивают соответствующие втулки с толщиной стенок 5 мм. Применяя втулки, по углам рамы ставят подшипники. После изготавливают переднюю, заднюю оси, которые сформируют валы вместе со втулками и подшипниками. Задний вал мотособаки делают ведущим, надевая на него приводную звездочку и надежно приваривая ее. Цепью ее надо присоединить к коробке передач.

Гусеницы мотособаки делают самостоятельно из транспортерной ленты более 30 см шириной либо берут готовые, но последние придется разрезать и расширять вставками. Траки создают из древесины, пластиковых труб или снимают со старого снегохода. На коробку, мотор ставят шкивы, соединяющиеся ременной передачей. К рулю крепят элементы управления мотособакой – рукоять сцепления на левой стороне, ручку газа – на правой. Руль закрепляют на раме двумя трубами путем сваривания с вилкой. Последняя располагается на задней оси и закрепляется приваренными стальными шайбами.

По окончании работы монтируются дополнительные приспособления мотособаки, навешивается нужное оборудование. Конструкция дополняется местом для сидения, отсеком для грузов и т. д. Готовое изделие не уступит по качеству магазинной технике, зато будет сделано надежно и может быть отремонтировано в случае поломки самим мастером.

Самодельный мотособака сделанный своими руками Александром из Воронежа. Умелец собрал очень удобный, компактный и в то же время резвый мотобуксировщик для поездок на зимнюю рыбалку на реку Дон.

Для постройки самодельной мотособаки понадобились материалы:

  • Двигатель «Lifan» мощностью 6,5 л. с.
  • Гусеница шириной 380 мм.
  • Ведущие звёзды, ролики от снегохода.
  • Профильные трубы сечением 25 х 25 мм.
  • Фанера.
  • Цепь от мотоцикла.

Габаритные размеры буксировщика:

  • Длина от крайних осей – 685 мм.
  • Ширина – 480 мм.

Далее на фото показан процесс изготовления самоделки.

Рама мотособаки сварена из профильной трубы, на раме закреплена ось с ведущими звёздами и оси опорных колёс.

motosobaka-svoimi-rukami-2.jpg

Тип подвески — склизовая или катковая?

Да. Плюс склизовой подвески в том, что распределение давления на гусеницу равномерное по всей гусенице. У нас нет провалов, гусеница полностью натянута. На катковой подвеске есть точки давления – где каток, там и давит. В остальных местах гусеница проседает и теряет пятно опоры. Таким образом, склизовая подвеска увеличивает скорость по глубокому снегу. Еще плюс : склизовая подвеска максимально открытая и снег из нее выходит хорошо по сравнению с катковой. Есть большой минус склизовой подвески: если она не смазывается снегом, она начинает гореть и накладку склиза можно убить за 1 поездку, сжечь, стереть просто.

Популярные бренды

Чтобы разрабатывать и выпускать технику с лучшей проходимостью и моторами очень большой силы, нужен немалый опыт в машиностроении. С лучшей стороны себя зарекомендовали следующие фирмы:

  • «Лебедев Моторс» – молодая компания из России, с 2008 года занимается производством вездеходной техники с одной или двумя гусеницами;
  • «Омела групп» – прославилась благодаря марке «Pomor», выпускает мотобуксировщики и комплектацию для них;
  • «Baltmotors» – производство России, тесно сотрудничающее с партнерами из Китая, главная их цель – клиентоориентированность и доступные цены;
  • «Paxus» – вездеходная техника этой компании отличается низким расходом топлива, высокой маневренностью и легкостью в управлении;
  • «Irbis» – свою деятельность компания начала в 2001 году, сейчас главный офис находится в Москве и по всей стране имеет более 2000 сервисных центров.

Рекомендации

Толкач (волокушу) слишком длинным делать не стоит. Его ширина должна быть больше длины. Рекомендуется обеспечивать максимально низкую посадку ездока. Благодаря ей устойчивость поддерживается на нужном уровне, и управлять устройством будет проще. Важно понимать, что устройства с высокой посадкой водителя неустойчивы даже при небольшой скорости, если сталкиваются с малейшими неровностями.

Проезд в глубоком снегу тоже сильно затрудняется. Во многих конструкциях толкач крепят на балансир и делают подвижным относительно буксировщика. Несмотря на преимущества жесткой схемы, подвижная сборка ценится за высокую проходимость. Кроме того, размещение ездока между двумя балансирами делает путешествие комфортнее. Важно: переднюю волокушу иногда цепляют сзади; в умелых руках управление при этом не сложнее – надо только использовать задний руль.

Обслуживание гусеницы

Чтобы гусеничная лента работала долгое время, следует придерживаться ряда элементарных рекомендаций.

Перед тем как начать эксплуатацию (раз в сутки) обследуйте, в каком состоянии ходовая часть: «закоченевшие» катки либо ослабленные болты способны стать источником поломки гусеницы. После перерыва в эксплуатации нужно отчистить гусеницу и элементы системы подрессоривания от ледяной корки.

При зимнем либо летнем хранении не дозволяйте продолжительного влияния на гусеничную ленту прямых лучей солнца и масел, горючего и других продуктов нефтепереработки.

С течением времени гусеничная лента растягивается, и ее нужно подтягивать.

Проверять натяжку можно посредством замера провисания гусеничной ленты. Стандартным можно считать провис от 2-х до 5 сантиметров.

Чересчур сильно натягивать гусеничную ленту хуже, чем чересчур ослабить, поскольку это приводит к растяжению элемента и поломке опорников ведомой и ведущей осей.

Если гусеница прекратила совершать обороты, это говорит о поломке ходовой. Основным фактором ее торможения является неисправность опорников валов либо катков тележек вследствие проникновения влаги внутрь.

Регулярно нужно обследовать состояние ходовой, катая мотособаку руками. Она также обязана легко кататься от руки при демонтированных цепи и ремне. Раз в 12 месяцев либо через каждые 40 часов работы следует осуществлять техобслуживание ходовой части мотособак.

Техобслуживание мотора

Ключевые правила легко усвоить. Первое, что необходимо проследить, помимо заправки топливом, – уровень масла. Для этого выкручиваем заглушку и смотрим щуп. Добавляем масло до необходимого уровня. Меняем масло через каждые 5 бензобаков израсходованного топлива.

Часто случающаяся неполадка – засорение воздухофильтра снежными мельчайшими частицами либо появление ледяной корки. Признаки – нестабильная работа, дымление, плохо запускается. Просушите фильтр либо установите новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки сообщает вращательные движения с ведущей звездочки на звездочку, соединенную с ведомым звеном, она не должна быть чересчур натянута, поскольку растет нагрузка на подшипники ведомой части вариаторной КП, а также нельзя допускать ее провисания. Натяжка цепи производится подъемом/опусканием правой доли ступицы, ведомой части вариаторной КП. Со временем цепь способна растягиваться, ее следует натянуть.

Техобслуживание трансмиссии

Защищайте вариаторную КП и ее ответную часть от грязи, контролируйте чистоту и целостность дисков из алюминия, цепи и ремня привода вариаторной КП, обтирайте тряпочкой после завершения каждого выезда, предохраняйте от попадания масел на ремень и диски. Производите смазку вала и щек при потребности. Излишнее количество смазочных материалов способно вызвать неполадки.

Неприкрытый цепной привод нуждается в стабильном уходе и корректировке. Присматривайте за степенью натяжения цепи.

После любой поездки мойте цепь бензином и смазывайте либо обтирайте цепь и профилированные колеса. Всегда желательно брать с собой резервную цепь.

Следите за стяжкой разъемных соединений, чистите и давайте просохнуть мотособаке после любого выезда, храните в горизонтальном положении в сухом проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик будет служить без поломок многие годы.

Как ловить больше рыбы?

Каждый ярый рыбак несомненно имеет свои секреты успешной рыбалки. Я и сам за время осознанного рыболовства нашел не мало способов, как улучшить клев. Делюсь своим ТОПом:

  1. Активатор клева. Стимулирует сильный аппетит у рыбы, привлекая ее даже в холодной воде. Всему виной феромоны, входящие в его состав. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
  2. Правильный подбор снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта.
  3. Приманки на основе феромонов.

Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.
Полезно знать! Для того чтобы погасить возникающую вибрацию от работающего мотора, применяются специальные демпфирующие прокладки. Все металлические части покрываются специальной краской, которая исключает вероятность появления коррозии из-за воздействия высокой влажности.

Эксплуатация

Перед использованием толкача необходимо проверить все крепления, работу рычагов остановки и газа, работоспособность фары, крепление тросов и проводов. Толкач следует надежно прикрепить к мотобуксировщику.

После первой поездки проверьте затяжку всех резьбовых соединений, а после каждого использования очищайте модуль от загрязнений, снега, льда, смазывайте маслом шарнирные соединения. При сильном загрязнении необходимо произвести мойку модуля. Для мойки необходимо использовать моющее средство.

Толкач нужно хранить в сухом помещении с хорошей вентиляцией или в специальной небольшой постройке. Можно также оставлять на открытом воздухе под навесом, но чтобы на него не попадали прямые лучи солнца в тёплое время года.

Перед включением двигателя мотобуксировщика необходимо удостовериться, что рычаг газа модуля толкача имеет свободный ход и не заблокирован. Кроме того, нужно включить парковочный тормоз.

Менять конструкцию модуля строго запрещено.

Его использование разрешено исключительно для сцепки с мотобуксировщиком или санями в передней или задней части. Не предназначен для эксплуатации на песчаных грунтах и воде.

Обзор модели «Ураган» в видео ниже.

Как выбрать?

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе мотобуксировщика и комплектующих для него, — это габариты. Компактные модели можно поместить в автомобиль, а стандартного размера агрегаты перемещают в прицепе.

Гусянка и ее проходимость

Учитывая размеры, не стоит забывать и том, что чем больше гусеничный транспортер мотобуксировщика, тем лучше.

Двигатель и его мощность. Чем больше человек будут перемещаться на мотособаке, тем больше лошадиных сил должно быть у движка. Стоит помнить о том, что у китайских производителей на самом деле «лошади» не такие мощные, как у тех же американцев. То есть американский двигатель 13 л. с. будет работать производительнее, чем китайский 15 л. с.

Качество изготовления. Нужно сразу внимательно осматривать точность и ровность швов, равномерность покрытия деталей.

Привод- передний или задний. С задним приводом управление груженым мотобуксировщиком проще, так как центр тяжести расположен возле руля, но пустой агрегат будет вставать на дыбы или зарываться в снег вместо движения. У переднеприводных контакт гусянки с поверхностью лучше и маневренность не зависит от нагрузки.

Вариатор или редуктор, а также тип подвески.

Удобство регулировки систем. Любой мотобуксировщик требует периодической проверки узлов конструкции, немаловажный критерий — это простота и удобство этих операций. При выборе стоит обращать внимание на кожух – он может быть пластиковым и без проблем сниматься или из специального материала, с застегивающимися клапанами.

Аксессуары. Здесь можно обойтись без ограничений, по принципу «чем больше, тем лучше» благодаря всевозможным модулям, прокладчикам лыжни, колесным тележкам. Мотобуксировщик станет незаменимым помощником с множеством опций для любого времени года.

Трасмиссия

Смотри — рама получилась, про раму забыли, и ты поставил двигатель. Но двигатель надо интегрировать вместе с трансмиссией, чтобы получилось выставить ровно ремень вариатора, а точнее, ведущий вариатор с ведомым, чтобы у тебя не было перекоса ремня.

Одноопорный кронштейн трансмиссии для мотобуксировщика

Двухопорный кронштейн трансмиссии для мотобуксировщика

Если ты где-то чуть-чуть ошибся в кронштейнах, ты неправильно их сварил — у тебя начнет закусывать ремень, будет перекос ремня, соответственно, его будет жрать. Ремень стоит от 300 рублей китайский, а нормальный, хороший стоит полторы тысячи рублей. Мало того, что ты получаешь перекос ремня, а это его быстрый износ, закусывание, ты еще получаешь дикий самоход. Можешь завести буксировщик, и он будет от тебя уезжать.

Изготовление

Перед изготовлением самодельного толкача для мотобуксировщика своими руками нужно точно подобрать основные характеристики изделия

Особое внимание уделяют:

  • размерам;

  • грузоподъемности;

  • мощности двигателя;

  • исполнению трансмиссии;

  • способу запуска (вручную или с электростартера);

  • дополнительному оснащению.

Правильно спроектированный мототолкач гарантирует очень высокую проходимость даже на глубокой снежной целине. Сани должны быть ориентированы таким образом, чтобы они проходили любой участок пути прежде, чем на него заедет вездеход. Типичный модуль-толкач размещают поэтому спереди. Он выполняет задачи обычного рулевого управления. Оптимальные размеры профиля для дышла — 20х40 мм.

Такую деталь надо приварить к профилю и впрессовать новый сайлентблок. Болт нужно брать 12х80 с некрупной резьбой; часть знатоков советует использовать стремяночные болты от «Волг».

Если все сделать правильно, лишенная резьбы часть точно окажется внутри сайлентблока. Далее надо самому сварить гайку для этого болта и ухо склизовой подвески. Болт контрят с противоположной стороны уха, используя автоматически контрящуюся гайку. Дышло присоединяют на 4 болта и точно так же применяют автоконтрящиеся гайки.

Когда это выполнено, можно соединять разъем проводки. После него производится крепление троса газа для мототолкача. Сиденья выбирают быстро снимающиеся, которые размещают и убирают одним движением. Самые лучшие сиденья, по мнению знатоков, делаются из текстолита. Руль и колонку для него берут с мотоциклов «Урал», вилку варят из их же рамы.

Прикреплять толкач к волокуше можно при помощи пары кроватных уголков. Их сваривают, отмеряя точно по отведенному месту. Внизу ставят более крупную гайку, которая выполняет роль центратора болта.

Говоря про чертежи толкачей, стоит обязательно упомянуть принципиальную схему такого устройства. Тут показаны геометрический центр букса, общее устройство крепления и сборка в целом. К сожалению, размеры не указаны.

А вот здесь приведены все необходимые габариты для мотобуксировщика в целом. Обозначены и места крепления основных деталей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...