Светофильтры для объективов как выбрать правильно и для чего они нужны: советы фотографа

Фильтры на объектив камеры могут использоваться для различных целей в цифровой фотографии. Они могут быть незаменимы для съемки пейзажей в чрезвычайно сложных условиях освещения, они могут улучшить цвета и уменьшить отражения или могут просто защитить линзы объектива. Фильтры широко используются в фотографии и кинематографии.

Содержание

Что такое фильтры и зачем их использовать?

Почему вы носите солнцезащитные очки? Потому что наряду с другими преимуществами они помогают вам лучше видеть при интенсивном освещении, защищают ваши глаза от вредных ультрафиолетовых лучей / ветра / пыли и уменьшают блики. Фильтры также служат аналогичной цели — они могут помочь уменьшить отражения, защитить линзы от потенциальных повреждений, полностью или частично уменьшить количество света, попадающего в линзу, и даже улучшить цвета. В то же время фильтры могут повредить фотографии, если они используются неправильно. Хорошей аналогией будет использовать солнцезащитные очки в темной комнате. Следовательно, вам нужно не только знать, какие фильтры использовать, но и обладать знаниями, как их использовать, и в каких ситуациях. Существует много разных видов фильтров — от дешевых УФ-фильтров до очень дорогих фильтров стоимостью в десятки тысяч рублей.

Для чего нужны?

Сегодня в продаже можно встретить очень много разнообразных аксессуаров для фотосъемки. К таковым можно отнести специальные светофильтры, выпускаемые для объективов фотокамер. Многих неосведомленных пользователей интересует, в каких целях используются эти составляющие?

Используя качественный фильтр для фотоаппарата, удастся добиться желаемого эффекта. Данное назначения этих аксессуаров оказывается особенно актуальным, если в распоряжении пользователя нет необходимого программного обеспечения (фоторедактора). При помощи светофильтра фотограф может реализовывать самые разные интересные задумки и переносить их на печатную основу. Чтобы получить эффектные и сочные изображения, человек должен иметь не только хороший вкус, но и богатую фантазию. Насадкой возможно корректировать потоки света. В итоге получаются любопытные кадры, отличающиеся художественностью и оригинальностью.

Фотограф всегда должен планировать, какие фильтры он будет использовать. Желательно всегда носить их с собой в отдельном кармашке сумки или портфеля. Но надо учитывать, что во многих ситуациях использования фильтра может снизить качество итогового кадра.

Неправильно выбранный аксессуар нередко провоцирует образование ненужных бликов либо виньетирования. Эффект необходимо предварительно хорошо продумать, иначе перемены могут привести к ухудшению итогового кадра. Фильтрами для объектива фотокамеры надо пользоваться правильно, иначе их покупка окажется нецелесообразной.

Ультрафиолетовый (UV) фильтр

Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого. Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет. Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.

Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?

Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться. Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр. Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.

Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.

Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Тип фильтра Основное применение Тип съёмки
Линейные и круговые
поляризационные
Снижение яркости
Повышение насыщенности
Небо, вода, листва
Ландшафт и пейзаж
Нейтральные (ND) Увеличение времени выдержки Водопады, реки
в ярком свете
Градиентные
нейтральные (GND)
Коррекция сильных градиентов освещённости
Снижение виньетирования
Пейзаж в драматическом свете
Защитные
(UV / Haze)
Повышение прозрачности на плёнке
Защита передней линзы
Любая
Тёплые/холодные Изменение баланса белого Пейзаж, подводная съёмка
Особое освещение

Немного ликбеза

Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.

Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.

светофильтры

Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.

Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.

Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.

Это обязательный аксессуар для любого фотографа.

Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются. Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.

Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.

А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.

Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.

Формы линзовых фильтров

Фильтры объектива бывают разных форм и форм, как показано ниже. Наиболее популярными линзовыми фильтрами являются круглые, навинчиваемые фильтры. Они устанавливаются непосредственно на резьбу фильтра перед объективом. Они бывают разных размеров, в зависимости от резьбы объектива для фильтра. Стандартный и самый распространенный размер навинчиваемых фильтров для профессиональных линз составляет 77 мм.

Типы линзовых фильтров по форме:

1. Круговые навинчиваемые фильтры

— наиболее распространенный тип, который монтируется непосредственно на резьбу фильтра на объективе. Примеры круглых навинчиваемых фильтров включают в себя фильтры UV / Clear / Haze, круговые поляризаторы, фильтры нейтральной плотности и цветные фильтры. Круглые фильтры также бывают разной толщины — некоторые из них толстые, они могут добавить виньетирование, а другие ультратонкие, чтобы его уменьшить, но при этом не позволяют надеть крышку объектива.

2. Квадратные фильтры

— популярный выбор для пейзажной и другой панорамной фотографии. Держатель фильтра непосредственно прикрепляется к резьбе для фильтра на объективе и может содержать один или несколько фильтров. Самые популярные размеры — 3 × 3 и 4 × 4. В определенных ситуациях их можно сложить вместе, что может отрицательно повлиять на качество изображения и добавить отражения.

3. Прямоугольные фильтры

— еще один популярный выбор, прежде всего среди пейзажных фотографов. Устанавливается так же, как квадратные фильтры через систему держателей. Поскольку круглые градуированные фильтры с нейтральной плотностью непрактичны (из-за разных размеров высококонтрастных областей и композиции), прямоугольные фильтры являются основным выбором для пейзажной фотографии. В отличие от квадратных фильтров, у них больше места для перемещения вверх и вниз. Самый популярный размер — 4 × 6, хотя также доступны фильтры большего и меньшего размера.

4. Встраиваемые фильтры

— эти фильтры используются внутри длинных телеобъективов из-за большого размера переднего объектива. Для вставных фильтров используются только прозрачные и поляризационные фильтры.

Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0. Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.

ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.

Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

Конверсионный и цветоусиливающий фильтры — идеальный цвет

Второе название конверсионного фильтра — цветокоррекционный. С его помощью можно получить лучшую цветопередачу даже при плохом освещении

Совет. С применением такого фильтра у объектива сдвигается цветовая температура, чтобы подстроить ее, может понадобиться специальная таблица или прибор — колориметр.

Проще обстоит дело с цветоусиливающим фильтром, который предназначен для выделения одного цвета. Это может быть красный, синий, зеленый и др. Интересно, что тональность изображения при этом не меняется.

Смягчающий фильтр — омоложение любого портрета

Также их называют «Soft-фильтры». Изображения, полученные с помощью такого фильтра, четкие, но со смягченными мелкими деталями. Их хорошо использовать для портретных съемок, ведь они могут сгладить мелкие морщинки и другие дефекты кожи. Виды смягчающих фильтров:

  • Spot — используется с широкоугольной оптикой, дает резкость в центре и мягкость по краям.
  • Soft-spot — края кадра получаются мягкими и слегка размытыми, центр — четкий.
  • Warm Soft — уравновешивает контраст и дает «тепло» изображению. Хорош для группового фото.
  • Silky soft — сглаживает резкость, идеален для портретов, съемки цветов, насекомых.
  • Foggilizer — рассеивает изображение, часто используют для утренней съемки.

Виды фильтров для объектива

Фильтры для объективаФильтры для объектива

Фильтры для объектива

Давайте подробно рассмотрим каждый тип фильтра и расскажем про эффекты, которые они производят на снимках. Часто бывает слишком сложно понять, что делает конкретный фильтр, и принять решение о том, нужен он вам или нет, а приведенная ниже информация поможет вам решить, хотите ли вы использовать фильтр определенного типа или нет.

Защитные фильтры UV / Clear / Haze Filter

Сегодня фильтры UV / Clear / Haze предназначены для простой защиты передней линзы объектива. В прошлом эти фильтры использовались для предотвращения попадания ультрафиолета на пленку. Все датчики цифровых камер имеют УФ / ИК-фильтр перед собой, поэтому больше нет необходимости использовать эти фильтры на зеркальных камерах. Многие фотографы используют эти типы фильтров для защиты, потому что заменить фильтр проще и дешевле, чем пытаться починить поцарапанный или сломанный элемент линзы. Вообще, лучше всегда держать прозрачный фильтр на своих линзах, потому что его легче чистить.

Прежде чем купить прозрачный фильтр, вы должны убедиться, что вы покупаете высококачественное стекло со специальным мультистойким покрытием (MRC). Худшее, что вы можете сделать, это установить фильтр низкого качества перед дорогим объективом. Это не только ухудшит качество изображения, но и добавит неприятные отражения, призраки и блики к вашим снимкам

Поляризационный фильтр

Существует два типа поляризационных фильтров — линейный и круговой. Линейные поляризаторы не должны использоваться на камерах DSLR, поскольку они могут привести к ошибкам измерения. Круглые поляризаторы, с другой стороны, идеально подходят для зеркальных фотокамер и не вызывают проблем с измерением из-за их конструкции. Фильтры с круговой поляризацией — это, по существу, линейные поляризаторы, со вторым стеклянным элементом, прикрепленным к их задней части, который циркулярно поляризует свет, давая точные результаты экспонирования, когда свет попадает на экспонометр. Когда два элемента выровнены и ориентированы относительно солнца, захваченное изображение может иметь более насыщенные цвета, более голубое небо, меньше отражений и более высокую общую контрастность. Поляризационные фильтры также могут уменьшить помутнение, что очень полезно для пейзажных фотографов.

Существует минимальный и максимальный эффект поляризации, в зависимости от выравнивания фильтра. Вы должны вращать фильтр каждый раз, когда вы снимаете, для достижения наилучших результатов.

Избегайте использования поляризационного фильтра на ультра широкоугольных объективах. У вас может получиться частично темное небо, которое будет сложно исправить при постобработке. Поляризационные фильтры обычно толще обычных фильтров и поэтому могут привести к нежелательному виньетированию.

Нейтральный фильтр (ND)

Назначение фильтров нейтральной плотности — уменьшить количество света, попадающего в камеру, и, таким образом, уменьшить скорость срабатывания затвора и увеличить время экспозиции. Эти типы фильтров особенно полезны в дневное время из-за обилия света, который не может быть значительно уменьшен путем уменьшения диафрагмы объектива и уменьшения ISO.

Фильтры нейтральной плотности могут быть как круглыми, так и прямоугольными. Наличие прямоугольного фильтра не дает никаких преимуществ, поэтому лучше всего купить кольцевой ND-фильтр для увеличения размера и мобильности. Иногда необходимо соединить фильтры, чтобы еще больше уменьшить выдержку. Старайтесь не складывать ND-фильтры с широкоугольными линзами, чтобы избежать виньетирования.

Градиентный фильтр (GND)

Разница между нейтральным и градиентным фильтром заключается в том, что последний постепенно меняет прозрачность. Поскольку размер неба и переднего плана может меняться в зависимости от композиции, большинство фильтров GND имеют прямоугольную форму. Поэтому эти фильтры должны использоваться либо с системой держателей, либо их нужно держать рукой перед объективом. Преимущество использования держателя состоит в том, что вы можете сложить несколько фильтров и вам не нужно беспокоиться о проблемах выравнивания. Недостаток при этом заключается в том, что он может добавить виньетирование, поэтому вы должны быть осторожны при использовании широкоугольных объективов с фокусным расстоянием менее 35 мм.

Фильтр с резким градиентным переходом (GND)

Смесь нейтрального и градиентного фильтра с четким переходом, эти фильтры могут быть очень полезны в ситуациях с высокой контрастностью, когда небо очень яркое по сравнению с передним планом, а горизонт плоский (из-за жесткого перехода от темного к ясному). Во время фотографирования жесткий край в центре выровнен с горизонтом. Небо затемняется в зависимости от интенсивности фильтра. Фильтра GND с двумя или тремя остановками часто бывает достаточным для уравновешивания снимка. Проблема с жесткими фильтрами GND заключается в том, что горизонт редко бывает ровным, поэтому фильтры с мягкими краями часто более полезны. Будьте осторожны при укладке жестких фильтров GND в условиях высокой контрастности — оба фильтра должны быть правильно выровнены, чтобы избежать неприятных переходов.

Фильтр с мягким градиентным переходом (GND)

По сравнению с приведенными выше GND-фильтрами эти градиентные фильтры с постепенно переходят от темного к прозрачному, что позволяет фотографам использовать их при фотографировании неплоского горизонта. В то время как горы, холмы и другие объекты над горизонтом могут быть проблематичными для жестких фильтров GND, фильтры мягких поверхностей GND работают намного лучше в этих ситуациях, благодаря постепенному переходу.

Фильтр с обратным градиентным переходом (GND)

Обратные градиентные фильтры появились не так давно. По сравнению с обычными фильтрами GND с резким / мягким переходом, они темные на горизонте и постепенно смягчаются к вершине. Эти фильтры очень полезны для съемки заката, когда вы снимаете солнце близкое к горизонту. Общая проблема с такими закатами заключается в том, что солнце намного ярче неба. Если вы используете GND-фильтр с резким переходом, небо может стать слишком темным, а если вы используете GND-фильтр с мягкими переходом, солнце будет переэкспонировано. Решением является использование обратного фильтра GND, который уравновешивает солнце и небо в кадре, что приводит к более сбалансированной экспозиции.

Цветные фильтры

Цветовые фильтры обычно используются для изменения баланса белого в камере. Существует два типа цветовых фильтров — коррекция цвета и вычитание цвета. Первый используется для корректировки баланса белого, а второй — для поглощения одного цвета и пропуска остальных. Эти фильтры были довольно популярны для пленок, но редко используются для цифровой фотографии, поскольку цветовые эффекты и изменения баланса белого могут быть легко реализованы в таких программах постобработки, как Lightroom и Photoshop.

Макрофильтр

Макрофильтры обычно называются макрофокусами, потому что они больше линзы, чем фильтры. Они прикрепляются к объективам так же, как фильтры, поэтому и упомянуты здесь. Эти фильтры в основном используются для макросъемки, чтобы иметь возможность приблизиться к объекту, уменьшив минимальное расстояние фокусировки объектива. Данные фильтры — это дешевый способ преобразования обычного объектива в макрообъектив, хотя они негативно влияют на качество изображения. Для достижения наилучших результатов рекомендуется использовать макрообъектив.

Фильтр для спецэффектов

Фильтры для спецэффектов могут создавать интересные эффекты, но поскольку большинство таких эффектов можно легко создавать в Photoshop, эти фильтры уже в значительной степени утратили свою популярность. Единственный фильтр, который не может быть воспроизведен в Photoshop, — это фильтр боке, потому что основные моменты не могут быть легко изменены с помощью методов постобработки.

Фильтры могут быть изготовлены из стекла, пластика, смолы, полиэстера и поликарбоната. Стеклянные фильтры, как правило, высшего качества, но очень дороги и имеют тенденцию легко ломаться, особенно квадратного или прямоугольного типа.

Подыскиваете подходящий сервисный центр по ремонту объективов? Обращайтесь в Fotoblick!

Инфракрасный

Инфракрасные светофильтры на объективе служат для фильтрации практически всего видимого спектра светового потока, на матрицу пропускается только инфракрасное излучение. Так как видимое излучение блокируется, то наводку на объект (фокусировка, замер экспозиции) нужно делать до использования инфракрасного светофильтра. В результате на снимке вы получите темное небо, белые деревья и все объекты сильно изменят свой цвет.

Примерная цена инфракрасных светофильтров от 50 $ и до 100 $.





Примеры использования инфракрасного светофильтра

Квадратные фильтры (и системы фильтров)

А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.

Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.

Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.

Что еще может понадобиться начинающему фотографу

  • Выбираем подходящую сумку для твой камеры
  • Какие бывают карты памяти и какие из них лучше всего подойдут для фотоаппарата
  • Подбираем штатив с умом

Проблемы использования фильтров

виньетирование, вызванное наложением фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов, вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...