Римские фрески. История живописи. Том 1

14.10.2020 — Просмотрите доску «Римский орнамент» пользователя Nadezhda в Pinterest. Посмотрите больше идей на темы «орнаменты, фрески, римское искусство».

Содержание

РИМСКИЙ ОРНАМЕНТ

Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского и греческого искусства.
Искусство этрусков (VII — IV вв. до н.э.), предшественников римлян, поэтапно испытывало на себе влияние различных культур. Вначале это был ориентализируюший период (между 700 и 625 гг. до н.э.), затем архаическая эпоха (между 575 и 475 гг. до н.э. ), связанная с влиянием ионийской, а затем аттической культуры. В IV в. до н.э. в этрусском искусстве устанавливается классический стиль. С III в. до н.э. искусство этруссков постепенно растворяется в римском. Эти влияния в первую очередь нашли отражение в орнаментике этруссков.
Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства этрусков, можно встретить изображения животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.
Художественные изделия из бронзы, как правило, украшались гравированным декором, иногда рельефом. В ряде видов декоративного искусства этруски проявляли склонность к графическому орнаменту.
В узоре тканей этрусками использовались россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Последний тип декора перешел в костюм римлян.
Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту. Применяя различные орнаментальные мотивы, такие как листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак (любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов.
Мотивами для украшения потолков служили мифологические сюжеты и орнаментальные изображения.
Орнамент ряда предметов из мрамора (подсвечники, вазы) отличается чрезмерной пышностью и перегруженностью деталями. К наиболее распространенным декоративным мотивам, украшающим эти изделия, относятся пышные гирлянды, крылатые амуры и грифоны.
Для украшения произведений глиптики, высоко ценимых римлянами, чаще всего использовались мифологические сюжеты, портреты, жанровые сцены и искусно исполненые изображения животных.
imageМозаики – одно из выдающихся достижений изобразительного искусства античного Рима. Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – “эмблемой” в центре.
Настенные мозаики с мифологическими сюжетами чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы: многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур, треугольники и т.п.
В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединеный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.
В украшении предмета из серебра и бронзы преобладали сюжеты из мифологии и легенд, вакхические мотивы, анималистические и растительные узоры, завиток и другие элементы античного орнамента.
Цветовая гамма в орнаментальной композиции осуществлялась по следующему принципу: палевые, голубые и красные орнаментальные изображения на черном фоне, палевые и голубые – на красном.
Итерьеры многих римских домов оформлялись росписями и фресками. Обычно выделяют четыре стиля римских (или помпейских) росписей, а в некоторых из них преобладают орнаментальные мотивы. Первый – инкрустационный – строился на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых, зеленоватых и белых блоков. Этот стиль существовал в течении II в. до н.э. и до 80-х гг. до н.э. В 80-х гг. до н.э. его сменил другой стиль – перспективный, смысл которого – иллюзорными средствами создавать систему членения стен, где основные поля заполнялись большими картинами с изображением портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами. Он просуществовал до 20-х гг. до н.э.
Во втором десятилетии I в. до н.э. второй стиль сменяется третьим – канделяберным. Вместо живописных декораций, позволяюших иллюзорно раздвинуть и “проломить” действительную поверхность стены, пришли росписи, которые украшали стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции третьего стиля состоят из многочисленных ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую однотонную плоскость, расчлененную тонкими обвитыми гирляндами колоннами, так называемыми “канделябрами”, или орнаментальными полосами. Разнообразна палитра данного стиля. Цоколь расписывается черным или лиловым цветом. На этом фоне хорошо выделяются излюбленные в третьем стиле мелкие кустики, цветы и сидяшие между ними птицы. Средние широкие панно раскрашены ярко-голубой, красной, желтой охрой, светло-зеленой или черной краской.
С третьей четверти I в. до н.э. до 79 г. н.э. существовал четвертый стиль – перспективно- орнаментальный, отличающийся усложненностью живописных композиций, пышностью украшений, совмещением различных планов и перспективных точек зрения. Четвертый стиль соединил в себе богатство орнаментальных украшений третьего и архитектурные построения второго.
Архитектура и искусство Древней Греции и Древнего Рима послужили прочным основанием для последующего развития мировой архитектуры. В опосредованном виде воздействие Рима передалось через Византию на Восток. В Европе же в средние века его наследие было предано забвению, но через тысячелетия вновь обратило на себя всеобщее внимание и во многом определило новый расцвет европейской архитектуры и искусства.

foot.gif

Коллекция пользователя Nadezhda

123 

пина

 • 

19 

подписчиков

Nadezhda
Hand drawn sea shell set Мини Татуировки, Маленькие Татуировки, Татуировки На Тему Океана, Морское Тату, Татуировка Корабль, Морские Татуировки, Татуировки Медведя, Красивые Татуировки

Hand drawn sea shell set

Hand drawn sea shell set

Old-Fashioned Banner | Banners Set Hand Drawn illustration Рисунки Татуировок, Татуировки Со Свитками, Рисунок Для Татуировки, Розовый Эскиз, Каллиграфические Шрифты, Клоунские Татуировки, Декоративные Шрифты

Banners Set Hand Drawn illustration. All elements are separate. Very…

Banners Set Hand Drawn illustration. All elements are separate. Very hight detailed. Easily modifying.

Татуировка С Веревкой, Винтажные Фоторамки, Татуировки, Вечеринка В Морском Стиле, Рисунки, Картинки

Round marine rope vector image on VectorStock

Кельтский Дизайн, Витрины Стенов Для Поделок, Настенная Роспись, Монограмма, Татуировка, Tatoo, Рисунки, Методы Рисования

Free rope vector clipart

After the tutorial last week on how to create rope with Inkscape, I was playing around with the technique outlined in the tutorial, and came up with a few vector rope assets that you all can now do…

FLOWERS - Margaret Elkin - Picasa Web Albums Винтажная Бумага, Выкройка, Узоры На Ткани, Декупаж Бумага, Декупаж, Полоски, Фоновые Изображения, Бумажные Конверты, Обои

Album Archive

FLOWERS — Margaret Elkin — Picasa Web Albums

Tartan image: Yorkshire, The Spirit of Узоры На Ткани, Ткачество, Полоски, Трафаретные Печати, Ткани, Ирландия, Шерсть, Куртка

Error — The Scottish Register of Tartans

Tartan image: Yorkshire, The Spirit of

A mid-19th century wooden casket inlaid with mother-of-pearl Сундук, Дизайн Границы, Гроб, Рококо, Наполеон, Латунь, Орнаменты, Бумага

Mid-19th Century Wooden Coffer Inlaid with Mother of Pearl

Large wooden coffer inlaid with mother-of-pearl, tortoiseshell and brass, richly decorated with rinceau, flowers, and scrols. Napoleon III period.

Antique French Cabinet Maker Desk Top or Jewelry Box, Casket, from antiques-uncommon-treasure on Ruby Lane Декупаж Бумага, Трафаретная Живопись, Гроб, Исламское Искусство, Фоновые Узоры, Французский Антиквариат, Молдинги, Декоративные Фонари, Appliques

Shop Not Available

Antique French Cabinet Maker Desk Top or Jewelry Box, Casket, from antiques-uncommon-treasure on Ruby Lane

Черный Мрамор, Столешница Из Мрамора, Обеденный Стол, Столовая, Маркетри, Украшенные Коробки, Мозаики, Драгоценные Камни, Жемчуг

Large Italian Pietra Dura Stone Inlay Table Top

Spectacular and large hexagonal shaped specimen table. Beautiful mixed stone inlay, great design and fine detail. Italy, mid 20th century.

Шинуазри, Гризайль, Арабески, Техники Рисования, Художественный Декор, Мозаичные Произведения Искусства, Гравюры, Трафаретные Печати, Акант

Российский Сервис Онлайн-Дневников

Цитата сообщения vintage2012m Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Викторианские рамки и бордюры.. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. …

Мои закладки Украшение, Художественный Декор, Черный Мрамор, Украшение Для Дома Своими Руками, Лазурит, Обеденный Стол, Арабески, Трафаретные Печати, Идеи
Фоновые картинки для декупажа Украшения Для Холла, Декор Дома Своими Руками, Исламское Искусство, Художественный Декор, Мозаика, Ремесло, Плитки, Мандалы, Кружево

Фоновые картинки для декупажа | Фоны, рамки, трафареты

Доброго времени, прекрасные рукодельницы! Солнышко стало чаще появляться, и в связи с этим, вдохновение и муза творчества всё чаще посещают нас. Хочется поделиться с вами фоновыми картиночками для создания интересных работ. Желаю всем приятного и увлекательного творчества и создания…

Орнамент барокко. Столешницы в технике флорентийской мозаики (PIETRA DURA) Искусство Из Мрамора, Резьба По Камню, Гроб, Каменное Искусство, Текстильные Принты, Глиняное Искусство, Трафаретные Печати, Мозаики, Appliques

Российский Сервис Онлайн-Дневников

Основой орнамента этих столешниц являются разнообразные картуши, дополненные завитками, растительными мотивами и трофеями. Значительную роль в этом полихромном орнаменте играет естественный рисунок камня. …

Ирина Трофимова Целые Тканевые Одеяла, Трафаретная Живопись, Фрактальное Искусство, Mandala Art, Художественная Ковка, Постеры В Рамках, Итальянская Керамика, Шёлковые Шарфы, Арабески

Irina Trofimova

Ирина Трофимова

Новые фотографии Викторианские Обои, Персидский Ковер, Фрактальное Искусство, Образец Искусства, Цветочные Вазы, Декупаж, Идеи Для Украшения, Декоративные Подушки, Трафаретные Печати

Ekaterina Korzh

Новые фотографии

A large Italian Baroque Style Pietra Dura Table Top, 20th C Мода Барокко, Маркетри, Украшение Холла, Черный Мрамор, Моне, Цветы

Sold Price: A large Italian Baroque Style Pietra Dura Table Top, 20th C — May 3, 0116 7:00 PM CEST

Marble, lapis lazuli, jasper, agate, chalcedonyItaly, 20th century Rectangular marble plate structured into two nested panelsEach contrasted with flower bouquets and botanical motifsCentral depiction with a fruit and flower still life on a richly decorated tableDimensions: 180 x 90 cmVery good conditionCondition:The pietra dura top is in very good condition. The dimension of 180 x 90 cm.Pietra Dura (commeso di pietre dure)Adopt from the Renaissance furniture art, this décor technique termed…

Фрески Сикстинской капеллы

Расположенная в Апостольском Дворце Ватикана часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как Сикстинская капелла, прославилась на весь мир своими потрясающими росписями. Над декоративным оформлением интерьера одного из главных помещений Святого Престола в свое время работали такие выдающиеся художники как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккио, Пьетро ди Козимо и, конечно же, Микеанджело. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.

фреска римФрески Сикстинской капеллы в Ватикане

Наиболее известными фресками часовни являются росписи ее свода, над которыми трудился великий Микеланджело Буонарроти. Серия сюжетов, взятая им из Книги Бытия, рассказывает об истории дохристианского периода. Работа над декоративным оформлением свода, площадью 512 квадратных метров, длилась 4 года. Подробно о фресках Сикстинской Капеллы мы писали здесь.

Читайте также

Фрески Паоло Веронезе

Фрески Паоло ВеронезеУ современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чувствуют себя неуверенно и что они совсем не любят фантазировать. Когда они фантазируют,

Фрески

ФрескиРяд злосчастий, которые обрушились на европейскую культуру, в какой-то как бы методической последовательности, погубили эти памятники. Но больше всего пострадали они от нерадения и по недостатку средств. В частности, история империи является отныне (с небольшими

IV — Фрески Флоренции

IV — Фрески ФлоренцииБратья ЧьонеЧасть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флорнеции.Особенно интенсивная художественная деятельность обнаружилась в Тоскане благодаря проповедям доминиканских монахов. В отличие от францисканцев, последние

Пизанские фрески

Пизанские фрескиЗдесь в высшей степени замечательно помянутое довольно точное изображение флорентийского дуомо — одна из редких в треченто «ведут» определенных памятников[93]. Однако в чисто художественном отношении нас должен еще более интересовать символический «сад»

Фрески Липпи

Фрески ЛиппиОчаровательна декорация и на небольшой лондонской люнете, также изображающей «Благовещение». Здесь мотив очень близок к Фра Беато, но именно этот пример лучше всего характеризует разницу между обоими художниками. И у Беато, и у Липпи Мария сидит в преддверии

Монтенья — фрески

Монтенья — фрескиМонтенья. Победа мудрости над пороками. Париж. Лувр.В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя «римлянином». Особенно поражают его «декорации», среди которых разыгрываются сцены. Какой

Римские каникулы: Джульетта и духи

Римские каникулы: Джульетта и духиВ Европе Хори — теперь уже барон Дори-Бутен, не умерил свою деятельность. Там ведь тоже была масса коллекционеров, абсолютно ничего не понимающих в искусстве. Так что вполне можно было начать собственные «римские каникулы». Выбор

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

мозаика римская

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Лазарев В. Н.

III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма

[III.4. Римские мозаики]

       
 с. 25 
¦Обращаясь к памятникам монументальной живописи Италии, следует сразу же подчеркнуть, что наряду с римской школой существовали школы с местными оттенками в Милане и Равенне, которые, как известно, являлись некоторое время столицами распадавшейся Римской империи. Свою школу мозаичистов имел, несомненно, еще один крупный италийский центр — Неаполь. Поэтому было бы легкомысленно истоки всех италийских школ возводить к Риму, как будто он один владел квалифицированными мастерами и как будто в нем одном изготовлялись новые образцы христианского искусства, в дальнейшем якобы становившиеся предметом бесчисленных подражаний. Риму никогда не принадлежало в истории раннехристианского искусства то подавляюще  с. 25 
 с. 26 
¦видное место, которое отводил ему Й. Вильперт и которое продолжают отводить ему С. Беттини, К. Чеккелли, В. Сас-Заложецкий, Э. Свифт. Но, с другой стороны, было бы неверно отрицать за Римом вообще какое-либо историческое значение. Долгое время он оставался одной из крупнейших школ позднеантичного искусства, обладавшей старыми, отстоявшимися традициями и своими собственными кадрами мастеров. Поэтому и нет никаких оснований, вслед за Й. Стржиговским и О. Вульфом, отдавать большинство сохранившихся на его почве мозаик и фресок восточным мастерам. Если в этих памятниках восточные влияния подчас играют значительную роль, то данный факт не может еще служить причиной отнесения их к византийской школе.

     По-видимому, Рим был одним из первых городов, который начал широко применять мозаику для украшения не только полов, но и стен, сводов и куполов новых христианских храмов. Мозаика пришла сюда из светских сооружений, где она должна была широко применяться в целях прославления императоров и их военных подвигов. К сожалению, эта позднеантичная светская живопись до нас не дошла, а она была весьма разветвленной, и ее тематика, как доказал А. Н. Грабар, оказала сильнейшее воздействие на сложение христианской иконографии. Если культ императора и впитал в себя немало восточных элементов (главным образом сасанидских), то своих наиболее зрелых форм выражения он достиг в Риме — на почве столицы мировой империи. И когда новой столицей сделался Константинополь, его придворные круги не могли, естественно, отказаться от римской триумфальной тематики. Здесь вклад Рима в византийское искусство был особенно велик, и эти живые римские отголоски будут еще долго звучать в византийской живописи и скульптуре, где они во многом определили характер всей светской иконографии.

     Когда христианство получило официальное государственное признание и вскоре сделалось господствующей религией, ему пришлось volens nolens использовать античную триумфальную тематику, поскольку перед победившей христианской церковью стояла задача окружить ореолом величия и блеска Христа — центральный образ всего христианского искусства. Так начали просачиваться в христианскую иконографию элементы триумфальной тематики. По-видимому, Рим был тем городом, где на первом этапе развития данный процесс протекал особенно интенсивно. Свое продолжение он получил в Константинополе с его разветвленным придворным церемониалом. В результате образ Христа-триумфатора, этого нового властителя мира и победителя смерти, стал сближаться с образом императора-триумфатора. Все чаще изображают Христа восседающим на троне. Сцена Передача закона (Traditio legis) трактуется как композиционный вариант сцены посвящения императором чиновника в сан, а Поклонение апостолов Христу и Деисус — как варианты античной сцены поклонения императору. Находящийся между апостолами Христос, символизирующий победу христианской церкви, невольно заставляет вспомнить об изображениях императоров, приветствуемых толпой. Сцена Поклонение волхвов навеяна сценой принесения варварами даров императору. В композиционном строе Входа в Иерусалим много общего с античными триумфальными шествиями императоров. Развившееся из объединения двух эпизодов (Победа над Гадесом и Изведение из ада Адама) Сошествие во ад восходит своими истоками к двум популярным в античном искусстве сюжетам: император, повергающий ниц противника, и император, освобождающий народ, город либо провинцию. Еще явственнее эта связь триумфальной тематики и христианской иконографии выступает в образе Христа, облаченного в доспехи римского воина и поражающего дракона или змия (во дворце Константина находилось изображение императора, поражавшего дракона). Наконец, символизирующий Христа Трон небесный находит себе прямой прототип в излюбленной римлянами эмблеме императорской власти: троне с короной. Все эти факты ясно показывают, сколь многим христианская иконография была обязана античным сюжетам, которые сложились под воздействием культа обожествляемого монарха.

     Памятники римской мозаической декорации IV–VI веков характеризуются несколько преувеличенной монументальностью, тягой к тяжелой пластической форме, обычно обладающей довольно четкими очертаниями и энергичной трактовкой лиц, в которой линейные акценты доминируют над живописными. Это мозаики двух боковых апсид в Санта Костанца с Traditio legis и Traditio clavium (конец IV века), мозаика в Санта Пуденциана, изображающая Христа среди апостолов (401–417), мозаика в Санта Сабина, на которой представлены олицетворения Церкви, уходящей от Синагоги, и Церкви, уходящей от Язычества (432–440), сильно реставрированная мозаика в Санти Косьма э Дамиано, оформленная в виде торжественной композиции с Христом в центре и фигурами святых и заказчика по сторонам (526–530). Все эти мозаики, несмотря на то, что они отделены друг от друга довольно значительным промежутком времени, несут на себе какую-то общую печать, позволяющую их рассматривать как типичные произведения римской школы. Совсем особое место занимают мозаики Санта Мария Маджоре, о которых пойдет речь ниже. Их подчеркнуто живописный стиль обнаруживает лишь слабые точки соприкосновения с группой чисто римских мозаик, что заставляет искать истоки этого стиля вне пределов римской школы.

     Много свободнее по своим композиционным построениям и по своей живописной трактовке мозаики Милана и Неаполя, несомненно обладавших собственными школами. В двух небольших апсидах, которые находятся в октогоне Сант Аквилино, примыкающем к церкви Сан Лоренцо в Милане, сохранились две мозаики: Поучение Христа апостолам и незначительные фрагменты сцены Взятия Илии на небо  с. 26 
 с. 27 
¦ (конец IV — начало V века). В атриуме октогона Сант Аквилино открыты фрагменты фигур патриархов и пророков, которые датируются 374–397 годами. Эти мозаики недвусмысленно говорят о том, что в Милане живопись развивалась в менее жестких рамках, чем в Риме, где она находилась под строгим присмотром церкви. Такое же более свежее впечатление производят и мозаики Неаполя (баптистерий Сан Джованни ин Фонте, конец IV века). Хотя иконография некоторых представленных здесь евангельских сцен восходит к сирийским источникам, стиль еще целиком связан с местными, западными традициями, на что, в частности, указывает декоративное членение купола на восемь трапециевидных отрезков, в которые вставлены небольшие фигурные композиции. Миланские и неаполитанские мозаики лишний раз показывают как много локальных оттенков имелось в монументальной живописи Италии уже в IV веке, когда начала складываться своя школа и в Равенне, самые ранние памятники которой до нас не дошли. То, что сохранилось на почве Равенны от живописи V века, обнаруживает большее сходство с памятниками Милана и Неаполя, чем с памятниками Рима. По-видимому, и Милан, и Неаполь, и особенно Равенна были на этом раннем этапе развития более восприимчивы к восточному искусству, нежели Рим, твердо придерживавшийся своей линии.

     Нигде с такой наглядностью, как на италийской почве, нельзя проследить процесс паганизирования христианского искусства в результате широкого обращения к фигурным изображениям. IV век и первая половина V века — эпоха особо энергичного проникновения античных форм в христианскую живопись. В более поздних памятниках, связанных с той же Италией, наблюдается усиление линейных элементов за счет ослабления импрессионистических отголосков. Сочная сенсуалистическая трактовка IV века уступает место суховатому линейному стилю, свободно разбросанные кубики выстраиваются в ровные ряды, моделировка становится все более плоской, пространство все более отвлеченным, высоко развитый антропоморфизм IV века сменяется вновь тенденциями к абстрактной, декоративного типа символике, выражение лиц принимает подчеркнуто строгий характер, нередко граничащий с суровым аскетизмом. Мозаики Сан Приско в Капуе (первая половина V века), Сан Витторе ин Чьел д’Оро в Милане (поздний V век), баптистерия в Альбенга (начало VI века) и небольшой церкви в Казаранелло (начало VI века) иллюстрируют последовательные этапы в развитии этих тенденций. Несмотря на сильнейшие восточные влияния, данные памятники не могут быть оторваны от эволюции христианской живописи на Западе. На примере этих мозаик ясно видно, как антикизирующий импрессионизм IV века растворился постепенно в линейной трактовке формы, развивавшейся в сторону все большей абстракции.  с. 27 
  
¦

Станцы Рафаэля

В начале XVI века глава Святого Престола — Юлий II, урожденный Джулиано делла Ровере, пригласил Рафаэля Санти для росписи папских апартаментов в Апостольском дворце. Понтифик поручил молодому художнику украсить фресками четыре комнаты.

фреска римСтанцы Рафаэля в Ватикане

«Станцы Рафаэля», над которым известный мастер работал вместе со своими учениками в период с 1508 по 1524 года, на сегодняшний день являются самыми знаменитыми открытыми для посещения помещениями, находящимися в Ватикане.

Фрески Лоджии Психеи

Вилла Фарнезина, расположенная на набережной Тибра, также может порадовать ценителей прекрасного. Лоджия виллы, изначально являвшаяся открытой, украшена циклом фресок, изображающих истории Амура и Психеи.

Фрагменты росписи лоджии виллы Фарнезины

Работа над декоративным оформлением лоджии была доверена мастерской Рафаэля. Вместе с художником над росписями трудились Джулио Романо, Раффаэллино дель Коллэ, Джованни Франчско Пэнни.

Потолок во Дворце Барберини

Увидеть одну из самых впечатляющих фресок Рима можно посетив палаццо Барберини. Главный зал дворца, а точней его потолок, украшает красивейшая роспись «Триумф божественного провидения», созданная Пьетро да Кортона в первой половине XVII века, занимающая площадь более 400 кв. метров. Она является не только одной из самых значимых работ художника, но и ценнейшим произведением периода раннего барокко.

фреска римФреска Пьетро да Кортона «Триумф Божественного Провидения»

Галерея Фарнезе

Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.

фреска римГалерея Фарнезе. Фреска Аннабеле Карраччи

Галерея Фарнезе. Фрагменты росписи

Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.

фреска римФрески в базилике Санто Стефано Ротондо

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви.

Капелла Каррафа

В базилике Санта Мария Сопра Минерва, расположенной недалеко от Пантеона, находится небольшая часовня – капелла Каррафа, знаменитая циклом фресок, написанных Филиппо Липпи. Росписи, украшающие стены и свод часовни, являются ценнейшим примером религиозной живописи Рима второй половины XV века.

фреска римКапелла Каррафа в базилике Санта Мария Сопра Минерва © Wknight94 / Wikimedia Commons

3D-потолок в базилике Сан Игнацио ди Лойола

Невероятные ощущения вызывает фреска «Триумф Святого Игнатия», созданная во второй половине XVII века Андреа Поццо. Сложная перспектива, идеально подобранные пропорции композиционных элементов, правильное сочетание света и тени, грамотное использование контраста и насыщенности создают удивительно реалистичный эффект. Рассматривая свод базилики Святого Игнатия, начинает кружиться голова от впечатляющей глубины написанного на нем изображения, кажущегося практически бесконечным.

Фрагмент фрескиФрагмент фрески «Триумф Святого Игнатия» на своде базилики

Вилла Ливии

Одним из самых интересных предметов экспозиции Национального Музея в Палаццо Массимо является древняя фреска, найденная при раскопках виллы Ливии – супруги первого римского императора Октавиана Августа. Роспись, датированная первой половиной I века, когда-то украшала покои первой леди империи, а сегодня представляет собой ценнейший экземпляр античной настенной живописи.

Фрагменты настенной фрески виллы Ливии. I век н.э.

Автор статьи: ©39rim.ru

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...