Радиоузел » Blog Archive » ВЫБОР МИКРОФОНА.

Микрофоны: виды микрофонов, направленность, характеристики, как подобрать микрофон.

Типы микрофонов

Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.

1. Динамические микрофоны

Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.

Достоинства:

  • Прочные и надежные, не подвержены перепадам влажности и способны выдержать высокое звуковое давление.

  • Могут использоваться для записи в шумных местах и различных внешних условиях.

  • Имеют простую конструкцию.

  • Не требуют фантомного питания.

  • Доступны по цене.

Недостатки:

  • Ограниченный частотный диапазон, частоты выше 12 кГц слабо воспринимаются и обрабатываются, что иногда может сыграть в вашу пользу, когда существует много высоких частот или посторонних шумов в принимаемом сигнале.

  • Медленная реакция на перепады звукового давления.

Динамические микрофоны часто используют во время живых выступлений.

Наиболее популярные модели динамических микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1.  SHURE SM58

  2.  SE ELECTRONICS V7

  3.  SENNHEISER E845S

   Динамические микрофоны.jpg

2. Конденсаторные микрофоны

Обычно конденсаторные микрофоны применяют для звукозаписи в студиях, что связано с полнотой и детальностью передаваемой ими звуковой картины. Металлическая мембрана, состоящая из пластинок (конденсатора), колеблется под воздействием звуковых потоков воздуха, преобразуя звуковую волну в электромагнитную. В основе данного физического явления лежит зависимость электроемкости конденсатора от расстояния между пластинами, а значит и частоты создаваемых электромагнитных колебаний. Для создания и поддержания электрического поля в конденсаторе необходим источник напряжения, так называемое фантомное питание. Почти во всех конденсаторных микрофонах имеется встроенный предусилитель, призванный усилить слабый сигнал, передаваемый мембраной.

Достоинства:

  • Детальный и объемный звук

  • Высокая чувствительность, особенно в области высоких частот.

  • Частотная характеристика, охватываемая весь диапазон, воспринимаемый человеческим ухом.

  • Быстрая реакция на изменение звукового давления.

Недостатки:

  • Необходимость фантомного питания (от батарейки, микшера, усилителя и т.д.)

  • Высокая чувствительность к акустическим характеристикам окружающего пространства (шумы, потоки воздуха, эхо).

  • Дополнительное использование поп-фильтров и держателей-пауков.

Наиболее популярные модели конденсаторных микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1. SE ELECTRONICS X1 S

  2. AUDIO-TECHNICA AT2020

  3. AKG PERCEPTION 120

  4. RODE NT1-A

     Конденсаторные микрофоны.jpg

3. Ленточные микрофоны

Ленточные микрофоны теряют свою популярность с возрастанием популярности конденсаторных микрофонов, хотя можно встретить немалое число их поклонников. В подобных микрофонах также используется явление электромагнитной индукции, но подвижный элемент-проводник представляет собой металлическую тонкую ленту, сложенную гармошкой, которая приходит в движение при колебаниях воздуха. Особенностью ленточных микрофонов можно назвать одинаковую чувствительность с обеих сторон капсулы, чем объясняется тип диаграммы направленности (восьмерка). Ленточные микрофоны часто используют для записи электрогитар, что связано со смягчением высоких тонов.

Достоинство: естественный звук, приятный для слуха.

Недостатки:

  • Ограниченная АЧХ.

  • Зависимость чувствительности от частоты (с повышением частоты чувствительность уменьшается)

Наиболее популярные модели ленточных микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1. SE ELECTRONICS VR1
  2. SE ELECTRONICS VR2

Что такое импеданс в микрофоне

Буквальное определение импеданса говорит нам, что это «мера сопротивления / сопротивления переменному току в цепи при приложении к ней напряжения». Импеданс измеряется в омах, как и сопротивление, и на самом деле этот термин часто называют «сопротивлением переменного тока» цепи.

Impedancia micrófono

Однако, когда мы перемещаем импеданс в звуковую нишу и, в частности, в микрофон, мы могли бы сказать, что он применяется несколько иначе:

  • Аудиосигналы AC (переменного тока) напряжения, поскольку они имеют отрицательное и положительное напряжения (положительную и отрицательную амплитуду сигнала). Таким образом, аудиосигналы представляют собой переменные токи, которые имеют положительную и отрицательную части.
  • Импеданс микрофона управляет потоком переменного тока в звуковой цепи, когда к сигналу прикладывается напряжение.
  • Все микрофоны, как и любое электронное устройство, генерирующее переменное напряжение, имеют Выходное сопротивление .
  • Микрофон создает цепь с предусилителем (или другой звуковой цепью), к которой он подключен. Это устройство имеет входной импеданс, известный как импеданс нагрузки микрофона.
  • Чтобы схема работала, выходное сопротивление микрофона должно составлять часть входного сопротивления предусилителя.

Короче говоря, импеданс — это сопротивление переменному току. Чем выше импеданс микрофона, тем больше вероятность возникновения помех и потерь сигнала в кабеле. Вдобавок, в зависимости от входа предусилителя, в микшере может быть потеряно на пару децибел больше громкости, а если импеданс микрофона будет таким же высоким, как вход предусилителя, до 6 дБ теряется в микшере. самый крайний случай. .

Самые распространенные на сегодняшний день микрофоны имеют низкий импеданс со значениями от 50 до 600 Ом. Большинство микрофонных предусилителей имеют входное сопротивление около 2000 Ом, поэтому с учетом всего этого импеданс микрофона всегда будет ниже, чем у предусилителя, поэтому потери сигнала теоретически минимальны. в любом случае.

Конденсаторный микрофон Maono AU-A04 для записи вокала и стримов

zen.yandex.ru

Проверить лучшие предложения >>>

  • конденсаторный, стационарный;
  • кардиоидная направленность;
  • разъем USB;
  • максимальное звуковое давление – 120 дБ;
  • чувствительность – 38 дБ;
  • частота – от 30 до 16000 Гц;
  • соотношение сигнал/шум – 70 дБ;
  • кабель – 2,5 м;
  • стоит 4400—5500 руб.

Профессиональная модель улавливает кристально чистый звук. Благодаря конденсаторному преобразователю способна выдать сильный бас. Расширенная частотная характеристика превосходно воспроизводит звук, делает устройство универсальным для пения и речи. Благодаря кардиодной направленности лишние шумы почти полностью исключаются – записывается только голос.

Магнитное кольцо на кабеле USB защищает от различных помех. Оно самостоятельно обрабатывает звук, а на компьютер поставляется готовый оцифрованный материал. Акустическое устройство совместимо со всеми ОС, не нуждается в установке дополнительных драйверов. После подключения готово к работе.

Хорошая модель для студий звукозаписи, радио, телевидения, интервью, стриминга, skype-конференций.

Отзывы

Высокого качества звука можно достичь при направлении микрофона к себе. Подходит для стрима и профессиональной записи вокала. В комплекте есть все необходимое для пользования: фильтр, защита от ветра, кабель USB type A – USB type B, штатив и противовибрационный держатель.

zen.yandex.ru

За:

  • металлический корпус;
  • подключение по USB, поэтому прибор подходит к ПК и звукозаписывающему оборудованию;
  • профессиональный звуковой чипсет;
  • комплектуется фильтром, который убирает шипящий звук и посторонние шумы во время разговора.

Против:

  • не самый лучший вариант для игр, поскольку здесь высококачественный захват звука – даже нажатие клавиш будет отчетливо слышно.

Характеристики микрофонов

Изображение

Наиболее важными характеристиками микрофона, являются его принцип работы, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и направленность. Второстепенные характеристики — электрические параметры и конструктивное исполнение.

Принцип работы

Это, в первую очередь, тип преобразователя, находящегося внутри микрофона, то, как микрофон воспринимает звук и преобразует его в электрический сигнал. Преобразователь — это устройство, переводящее энергию из одной формы в другую, в нашем случае — акустическую энергию в электрическую. Принцип работы определяет ключевые возможности микрофона. Самые распространенные типы микрофона — динамический и конденсаторный.

Основные характеристики микрофонов

Определившись с типом микрофона, и тем самым существенно сузив круг предлагаемых моделей, остановимся на основных технических характеристиках, на которые следует опираться при выборе микрофона.

2.jpg

Основные характеристики:

  • частотный диапазон и АЧХ

  • чувствительность

  • диаграмма направленности

  • импеданс (сопротивление)

  • максимальный уровень звукового давления

  • эквивалентный уровень шума

  • тип питания.

1. Частотный диапазон – это диапазон звуков, которые микрофон способен воспринять и передать. Измеряется интервалом частот, выражается в герцах (Гц). Идеальное человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 – 20000 Гц. Человеческий голос вписывается в гораздо более узкий диапазон (60-1300 Гц), диапазон музыкальных инструментов существенно шире, но индивидуален для каждого типа инструмента. Обычно новички выбирают микрофон с максимально широким частотным диапазоном, что правильно, ведь тогда микрофон становится универсальным. Если же отбросить универсальность и подбирать микрофон для определенного инструмента, то можно выбрать модель с частотным диапазоном, который максимально охватывает весь спектр звучания инструмента.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и уровень искажений определяют чувствительность микрофона по всему рабочему частотному диапазону и нюансы звука, характерные для определенной модели микрофона. На АЧХ влияют особенности мембраны, вес и материал, из которого она изготовлена, особенности конструкции внутренних цепей и блоков микрофона.

АЧХ.png

В этом отношении микрофоны делятся на два типа: те, которые имеют одинаковый уровень по всему диапазону частот, и те, которые имеют пиковый уровень или, наоборот, провалы на определенных частотах. Вторые используют под определенные задачи, например, чтобы усилить определенный источник звука (разборчивость вокала или конкретного инструмента).

АЧХ представляет собой график, на котором можно увидеть на каких именно частотах и насколько децибел происходит отклонение амплитуды сигнала от оригинала. Иногда АЧХ может быть представлена не графиком, а числовыми значениями. Например, запись 80Hz — 20kHz (+/- 2dB) говорит о том, то в указанном диапазоне отклонение от линейности может составлять максимум 2 дБ, без указания определенных частот, на которых происходит это отклонение.

2. Чувствительность – это величина, равная отношению напряжения (в В) на выходе микрофона к звуковому давлению (в Па), действующему на его вход. Данный параметр показывает насколько тихий звук (выраженный в дБ или мВ/Па) микрофон способен уловить и преобразовать в сигнал электрический. Чем ближе указываемое значение в децибелах (дБ) к нулю, тем более чувствителен микрофон, который способен уловить даже очень тихий звуковой сигнал, для значений, указанных в мВ/Па (милливольт на паскаль) цифра, наоборот, должна быть максимальной. Как понять, необходим вам сверхчувствительный микрофон или можно обойтись меньшей суммой? Оцените предполагаемую обстановку, в которой микрофон будет работать: если в студии – чувствительность должна быть высокой, если будут посторонние шумы (концерт, улица, клуб), то чувствительность микрофона не сыграет в вашу пользу, уловив все ненужные шумы и помехи.

3. Направленность определяет чувствительность микрофона на определенных расстояниях вокруг него, образующих конкретный рисунок (диаграмму). Направленность микрофона определяется конструкцией капсулы и влияет на такие параметры микрофона, как подавление шума, эффект поворота микрофона относительно источника звука, определение оптимального расстояния до источника. Если вам кажется, что чувствительность микрофона одинакова по всему радиусу, то есть микрофон расположен как бы в центре звукового круга, то такие микрофоны называются ненаправленными или всенаправленными. Применяются они нечасто, так как захватывают много посторонних шумов и чувствительны к обратной связи, обычно их используют для стереозаписи или записи звуков живой природы.

Обычно микрофоны имеют направленность, диаграммы которых образуют следующие рисунки:

  • Кардиоида

  • Суперкардиоида

  • Гиперкардиоида

  • Полукардиоида

  • Восьмерка.

4.jpg

Кардиоида — название данной диаграммы говорит о том, что ее форма напоминает форму сердца. При такой диаграмме микрофон записывает звук, поступающий во фронтальную часть капсулы с углом работы в 130 градусов, отсекая посторонние шумы. Поэтому микрофоны с кардиоидой обычно используют для записи вокала в студии. Важно помнить, что такие микрофоны нельзя располагать вблизи динамиков и слишком близко к источнику звука.

Кардиоида.jpg

Суперкардиоида и гиперкардиоида отличаются более узкой зоной охвата в задней части, угол работы также сужен и составляет 115 и 105 градусов, соответственно. Суперкадиода хорошо изолирует посторонние звуки во фронтальной части, но при этом улавливает их в задней части. У гиперкардиоиды же появляются боковые зоны с минимальным улавливанием звука. Микрофоны с гиперкардиоидой отлично улавливают два источника звука, направления на которые составляют некоторый угол. Микрофоны с суперкадиоидой подойдут для записи одного источника звука в шумной среде, при этом они устойчивы к обратной связи.

Суперкардиоида.jpg

Полукардиоида отсекает всё, что расположено сзади микрофона, воспринимая только фронт. При этом по бокам не должно присутствовать источников звука. Идеальная направленность для микрофонов, применяемых на лекциях и конференциях.

Восьмерка — диаграмма, название которой говорит само за себя. Одинаковая чувствительность во фронтальной части и сзади, нулевая – по бокам. Подобные микрофоны чаще всего используются для стереофонической записи, а также дл одновременной записи двух вокалистов.

Восьмерка.jpg

Некоторые модели микрофонов являются универсальными и их направленность можно переключать.

Stelberry_M1305_icons.jpg

4. Импеданс или сопротивление микрофона (обозначается буквой Z) влияет на качество передачи звука между микрофоном и предусилителем. Для безупречной работы, рекомендуется подобрать пару «микрофон -предусилитель» так, чтобы входное сопротивление усилителя превышало выходное сопротивление микрофона в 10 раз. Если предусилитель уже есть, подбирайте к нему микрофон, и наоборот, учитывая данную рекомендацию.

Профессиональные микрофоны всегда имеют низкое сопротивление на выходе (Lo-Z), не превышающее 600 Ом, чтобы была возможность передать сигнал без потери качества на расстояния до 100 метров.

5. Максимальный уровень звукового давления (dBSPL) – значение (в дБ) максимальной силы звука, которую микрофон способен передать без потери качества. Это важный параметр для подзвучивания, например, ударных и духовых инструментов.

6. Эквивалентный уровень шума или уровень собственного шума (dB/dBA). Конечно, чем ниже этот параметр, тем лучше. Обычно его значение не выше 30 dBA.

7. Тип питания: фантомное (от усилителя или микшера), батарейки, аккумулятор и т.д.

Направленность

Переходим к следующему пункту технической характеристики.
А там написано: Направленность – кардиоида. Это
термин из геометрии, которым называют кривую, немного напоминающую
сердце. Эта кривая и показывает, как микрофон воспринимает звуки
с разных сторон.

Приведу рисунки наиболее распространенных типов
направленности микрофонов.

Круг………………………………………Кардиоида

Гиперкардиоида…………………………Суперкардиоида

Восьмерка………………………………Полусфера

Микрофоны круговой направленности одинаково воспринимают
звук со всех сторон, восьмерка не воспринимает боковых звуков,
а полусфера встречается у микрофонов, закрепленных на стене. Теперь
Вас уже не поставят в тупик эти геометрические термины.

Диапазон частот

Следующая строчка технической характеристики
Диапазон частот. Он обозначается в герцах (вторая
цифра часто в килогерцах). То есть цифры 50 – 12000 Гц означают,
что данный микрофон нормально запишет звуки в этом диапазоне,
а то,что ниже 16 Гц и выше 12000 Гц он может и не услышать. Для
профессионалов фирмы производители приводят диаграммы чувствительности
на всех частотах.

Для ориентировки – 16 Гц – это глубокий бас,
а 20000 Гц – это писк. Человеческая речь – это частоты около 1000
гц.

Микрофоны специального назначения

Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.

1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.

db7638516f2396428b7f92ead74294ab.jpg

2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.

8b0db080df4add3e59ac83cc838edc83.jpg

3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.

пушка.jpg

Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.

Чувствительность

Следующая строчка – чувствительность.
В этом пункте производители микрофонов, к сожалению,
не придерживаются одного стандарта. Одни пишут 75 дБ, другие -75
дБ, третьи 0,18 мВ/Па, обозначая одну и ту же чувствительность,
а знак минус опускают для упрощения.

По точному определению чувствительность микрофона—это
отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на
него звуковому давлению при заданной частоте (как правило 1000
Гц), выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Чем больше
это значение, тем выше чувствительность микрофона.

Чтобы не морочить Вам голову скажу, микрофон
с чувствительностью -75 дБ менее чувствителен, чем -54 дБ, а с
обозначением 2 мВ/Па менее чувствителен, чем 20 мВ/Па. Для ориентировки
: -54 дБ это то же, что и 2,0 мВ/Па.

И еще одно надо знать – если у микрофона меньше
чувствительность, это вовсе не значит, что он хуже.

Направленность

Направленность — Чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого приходит звук. С точки зрения направленности существуют три основных типа микрофонов — всенаправленные, однонаправленные и двунаправленные.

Разъемы

Микрофон должен куда-то подключаться. В современных
микрофонах используются в основном три типа разъемов
– джек, миниджек и XLR.

“Горячий” – это конечно плюс. Случается
в иностранных микрофонах, что плюс присоединяется к другому штырьку,
но тогда на нем ставиться обозначение “hot”.

Миниджек диаметром 3,5 мм предназначен для соединения
с внутренней звуковой картой компьютера и с диктофонами. Профессиональные
микрофоны снабжены разъемом XLR и соединяются с микшерами, внешними
звуковыми картами и предусилителями.

Кроме этого, специально для соединения с компьютером,
есть микрофоны с разъемом USB.

Выбор

Того, что Вы прочитали, вполне достаточно, чтобы
приступить к выбору Вашего первого микрофона. Только Вы сможете
это сделать, а я лишь попытаюсь облегчить этот процесс.

Главное, что Вы должны совершенно четко сказать
себе – это для чего именно Вам нужен микрофон. Могу предложить
варианты:

  • для записи речи в помещении
  • для записи репортажей вне помещений
  • для записи вокала
  • для записи с музыкальных инструментов
  • для стереозаписи
  • для компьютерных игр и чата

Для работы вне помещения используйте только динамические микрофоны.

Если вы предполагаете заниматься музыкой, то не забудьте предусмотреть
расходы на микшер. Поскольку я не музыкант, то других советов
давать не рискую.

Для компьютерных игр и чата удобнее использовать гарнитуру, то
есть наушники с микрофоном.

Для стереозаписи нужно покупать стереопару.

Если не хотите лишних проводов и возни с предусилителями – покупайте
микрофон с разъемом USB.

Для записи репортажей совсем не обязательно иметь микрофон с
ноутбуком. Можно пользоваться диктофоном, MP3 плеером или мобильником.

Отдельно можно сказать о Радиомикрофонах.

Радиомикрофон, как следует из названия, это микрофон, объединенный с радио, т.е. с радиоканалом передачи звуковой информации. В настоящий момент нет устоявшегося названия этих устройств. Их называют радиозакладками, радиобагами, радиокапсулами, радиосистемами, иногда — “жуками”. Отличаются удобством их оперативного использования, простотой применения, дешевизной, очень небольшими размерами. В самом простом случае радиомикрофон состоит из собственно микрофона, а также радиопередатчика — устройства. Микрофон определяет зону акустической чувствительности (обычно до 20 — 30 метров), радиопередатчик — дальность действия радиолинии. Определяющими параметрами с точки зрения дальности действия для передатчика являются мощность, стабильность несущей частоты, диапазон частот, вид модуляции. Такие микрофоны в основном используются артистами (на сцене, в театре).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...