Мой субъективный сравнительный тест пяти головок звукоснимателей для винила (MM Phono Cartridge) » Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)

Саша, добрый день! Сегодня запланировал выпустить вашу замечательную статью. Цитата: Для замеров был специально изготовлен RIAA фонокорректор на базе микросхемы NJM2068, по мотивам схем с усилителей

Содержание

Выбираем головку звукоснимателя. Подсказки для начинающих

Звучание того или иного проигрывателя виниловых пластинок в огромной степени определяется установленной на нем головкой звукоснимателя. Некоторые энтузиасты даже доходят до утверждения о том, что модель проигрывателя вообще не играет существенной роли, главное – купить головку подороже.

Выбираем головку звукоснимателя. Подсказки для начинающих

Это, конечно, глупость, однако зерно истины в таком утверждении есть. По сути, вся механическая и электронная конструкция проигрывателя продумывается для достижения двух целей – равномерного вращения пластинки и обеспечения идеальных условий головке для следования по дорожке и считывания записанного сигнала. То есть, действительно, чем лучше и дороже картридж, установленный на тонарме, тем более высокого уровня будет звучание системы. Однако головка требует тщательного механического согласования с тонармом и электрического – с фонокорректором, без этого потенциал даже самого дорогого картриджа останется нераскрытым. И более доступная модель звукоснимателя, правильно согласованная с конкретными тонармом и корректором, будет звучать лучше, чем дорогая при неоптимальных настройках и нагрузке.

Тем не менее, совершенно очевидно, что выбор той или иной головки определяет «голос» проигрывателя. Для тех, кому только предстоит пройти путь выбора первого звукоснимателя – несколько простых советов.

Головки звукоснимателя подразделяются на несколько видов, в зависимости от типа преобразования механической энергии в электрическую.

1. Головки с подвижным магнитом (moving magnet), MM

Как следует из названия, подвижный элемент представляет собой миниатюрный магнит, расположенный между катушек и приводимый в движение иглодержателем в соответствии с рельефом звуковой дорожки, по которой следует игла. Это самый распространенный сегодня на рынке тип звукоснимателя, именно для работы с ним по умолчанию рассчитаны все встроенные в усилители или ресиверы фонокорректоры. Обычно такие картриджи имеют высокий уровень выходного сигнала (чувствительность), однако в истории были и ММ-головки с низким выходом. Обычно поставляются со съемной и заменяемой иглой.

2. Головки с подвижной катушкой (moving coil), MC

Данный тип головок был изобретен недавно ушедшим из жизни Джозефом Градо. Здесь катушка и магниты меняются местами, то есть небольшая катушка колеблется в магнитном поле, создаваемом одним или несколькими магнитами. Данная конструкция выигрывает у ММ за счет меньшей подвижной массы. Соответственно, такие головки способны передавать больше нюансов и потенциально обладают более высоким разрешением. Однако при этом они обычно обладают низкой чувствительностью и требуют использования повышающего трансформатора либо специального фонокорректора. Иглы в таких головках самостоятельной замене пользователем не подлежат.

3. Головки с подвижным железным элементом (moving iron), MI

По принципу действия они сходны с ММ-картриджами, только здесь поле создается магнитами, расположенными за катушками, а между катушек перемещается небольшой кусочек железа или феррита. В эксплуатации они также похожи на ММ, но потенциально способны наравне соперничать с МС по разрешающей способности. Недаром Джозеф Градо, изобретший головки с подвижной катушкой, под своим брендом предпочитал производить именно картриджи MI. Наиболее распространены картриджи с высокой чувствительностью, однако бывают и версии с низким уровнем выходного сигнала.

В прошлой статье ( Выбираем проигрыватель виниловых пластинок ) мы подразделили приобщающихся к винилу неофитов на три основные категории. В данной заметке мы пока продолжим следовать этой условной классификации.

Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось

В данном случае лучше ограничиться головкой, заботливо установленной самим производителем на проигрыватель. Тем более что сегодня даже вертушки начального уровня комплектуются пусть и недорогими, но вполне надежными ММ-картриджами производства Ortofon, Audio-Technica, Rega, Grado, Goldring. Некоторые из них даже оснащены иголками с эллиптической заточкой. В том случае, если вертушка поставляется без головки, не стоит гнаться за более дорогими картриджами, по крайней мере, на первых порах. Во-первых, на проигрывателе начального уровня потенциал дорогой головки не будет раскрыт. Во-вторых, у неопытного пользователя всегда есть риск быстро повредить картридж, будь то при установке либо эксплуатации. Лучше тренироваться, как говорится, «на кошках». Из недорогих картриджей смело можно рекомендовать Audio-Technica AT-95, Ortofon 2M Red или Goldring Elektra.

Goldring Elektra

Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться

В отличие от проигрывателей, винтажные головки звукоснимателей для этой категории пользователей можно рекомендовать с оговорками. Если речь идет о ММ-картриджах, то сегодня можно без проблем найти множество современных и даже оригинальных вставок, чтобы заменить изношенную иглу. А вот старые МС-головки восстановить гораздо сложнее, причем даже в случае успешной замены иглы с иглодержателем звучать такая головка будет иначе, чем оригинальная версия. Поэтому все-таки логичнее будет приобрести современный звукосниматель, благо, предлагается их много.

Ortofon 2M Black

Выбор между картриджами с подвижным магнитом или катушкой – во многом, дело вкуса, однако можно дать некие общие рекомендации. Если ваши музыкальные предпочтения больше лежат в области популярной музыки, рока и блюза, то хорошая ММ-головка будет в самый раз (сюда же отнесем и головки MI). А вот если основу коллекции составляет сложная классическая музыка, то лучше обратить свой взгляд на МС. Лучшие ММ-картриджи на сегодня, это Ortofon 2M Black, Audio-Technica AT-150 MLX, Goldring 2500, Nagaoka MP-500. Из универсальных моделей МС-головок средней ценовой категории нужно отметить Audio-Technica AT33EV, Ortofon Quintet Black, Dynavector DV-20xL.

Audio-Technica AT33EV

Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить

Этой категории слушателей, безусловно, совершенно необходимо озаботиться покупкой хорошего, дорогого МС-картриджа. Только с ним станет возможно получить звук «как в цифре, только лучше». По сути, верхней ценовой планки в данном случае не существует, и здесь на первый план выходит, как это ни покажется странным, соотношение цены и качества.

Ortofon Anna

После достижения определенного уровня прирост в качестве звучания становится практически неуловимым, кроме того, в действие вступает принцип «уменьшающейся доходности». То есть за каждую следующую толику качества, зачастую иллюзорную, приходится платить двойную или даже тройную цену. Тем не менее, в данной заоблачной выси существуют проверенные временем варианты, выбрав которые пользователь гарантированно не прогадает. Это Dynavector DV DRT XV-1s, Lyra Skala, Ortofon Anna. Только не забудьте пригласить опытного настройщика.

Dynavector DV DRT XV-1s

Следующая статья будет посвящена основным правилам выбора фонокорректора.

Александр Чечелёв

Редакция Hi-Fi.ru

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

По умолчанию Re: О выборе головки звукоснимателя.

У меня Benz micro glider h2 (2.5mV) очень сбалансированная голова, сравнивал с несколькими другими той же ценовой категории, которые себя так же хорошо зарекомендовали, glider как-то и тело и атаку давал лучше, при этом не упуская микро макро)
Все эти виниловые дела на даче, планирую вот воскресить, поскольку поучаствовал в сборке и настройке нескольких интересных фонокорректоров, которые затыкают за пояс мой на ОУ (авторство не моё), который в свою очередь затыкает за пояс сундуковскую и шизпортальную популярную ламповую хрень на 6sl7 6sn7 и схему с коррекцией на пентоде, авторство которой кто только себе не приписал))

———- Сообщение добавлено 06:23 ———- Предыдущее сообщение было 06:09 ———-

Из ММ roksan corus black на удивление очень удачная голова, я думал это перемаркировка goldring 1042, а вот ничего подобного, звук совсем другой, значительно более прозрачный и вч лучше

amps: 2a3; 45; 300B; 5998/we421a; 6gf7; 6em7; 6s45p; 4p1l; re604; hybrid circlotron 2sk1058
dacs: tda1540; ad1862; pcm58
acoustics: 1772 BLH; Nirvana 12″ in 5,6cu.ft; phase linear crossover low thd 2way custom speakers in mass loaded cab design.

REGA CARBON

Хорошая особенность этого бюджетного картриджа MM в том, что он звучит хорошо.

rega-carbonrega-carbon

Таким образом, в отличие от тех дорогих картриджей, которые требуют строгой процедуры настройки, REGA Carbon — довольно обычный. Предлагая хороший бас и приличные верхние средние частоты, этот картридж никогда не подведет.

Класс А с турбо-модулем. Обзор усилителя Octave V 70 Class A / image hifi

Интегрированный усилитель, функционирующий в классе A и обеспечивающий посредством четырех ламп типа KT 120 пиковую мощность 2 х 70 Вт, уже только этим выделяется из широкого спектра предлагаемых Hi-Fi-компонентов данного типа. Однако это достижение не удовлетворило Андреаса Хофманна. Его Octave V 70 Class A может также работать с двумя внешними блоками питания с разными возможностями. Ниже представлен отчет о тестировании с анализом примечательных особенностей подачи музыкальных произведений.

Обзор Audio-Technica AT-OC9XEN
Веский аргумент в пользу винила. Обзор MC-картриджа Ortofon Cadenza Blue

Правило №1 

Определяемся с ценой

Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа. Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.

c4f477b63d312c32981210c75e8008ad.jpg

Веский аргумент в пользу винила. Обзор MC-картриджа Ortofon Cadenza Blue

Все элементы конструкции проигрывателя винила вносят свою лепту в его звучание, однако, как ни крути опорный диск, все же аудиосигнал рождается в головке звукоснимателя. Именно поэтому – при выполнении некоторых условий – путем замены картриджа можно повысить качество звука и даже внести существенные изменения в его характер.

MC-картридж Denon DL-A110: наследник легендарной головки DL-103
16 лучших аксессуаров для проигрывателей винила
MC-картридж Sumiko Songbird Low Output: облегченные катушки и удлиненная эллиптическая игла
Обзор Ortofon Quintet Blue
Audio-Technica показала поколение MC-картриджей OC9X

Audio-Technica показала поколение MC-картриджей OC9X

Специально для этой серии картриджей компания также разработала шеллы AT-LH. Это шеллы из анодированного алюминия, и они доступны в трех вариантах массы: 13, 15 и 18. Кабели у всех из меди OFC. Во всех шеллах можно настраивать азимут и свес.

Обзор головок Audio-Technica серии VM95

Новый флагман Ortofon серии OM

Компания Ortofon выпустила новый MM-звукосниматель в популярной серии OM, который стал в ней флагманской моделью. Картридж Ortofon Super OM 5E оснащен улучшенной магнитной системой, алмазной иглой с эллиптической заточкой и имеет корпус из запатентованного материала Noryl.

ORTOFON увековечил Анну Нетребко в алмазе
Ortofon выпустила недорогой MM-картридж OM Galaxy специально для российских меломанов
Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила

Turntable specific protractors

These protractors are tonearm specific or use alternative alignment methodology.

AudioCraft AC300C protractor

Suitable for the Audiocraft AC300C tonearm only

audiocraft cartridge protractor

Helius Aureus protractor

Suitable for the Helius Aureus tonearm only

helius cartridge protractor

Heybrook Universal alignment protractor

Universal two-point protractor that uses Heybrooks chosen null points of 63.5 and 120mm

heybrook tonearm protractor

Linn Ittok / LVX / LVX+ protractor / mounting template

This tool is suitable for accurate mounting and alignment of all Linn mounting pattern tonearms.

linn template

REGA RB78

Вы можете быть удивлены, узнав, что существует множество коллекционеров оригинальных 78-х пластинок. Многие используют оригинальное оборудование, чтобы слушать на них.

REGA RB78REGA RB78

Если вы тщательно не заботитесь о своем виниле, легко купить REGA RB78 с оригинальными 78 иглами. Воспроизведение этих дисков на современном проигрывателе со специально изготовленным картриджем ’78’ предотвратит ненужные повреждения.

Мягче, еще мягче. Тестируем новое поколение головок звукоснимателя Audio-Technica

Продукция японской компании Audio-Technica не нуждается в представлении. На протяжении многих десятилетий фирма выпускает полный ассортимент аппаратуры для любителей винила, включая проигрыватели, трансформаторы, прижимы, маты, и так далее. Однако основным направлением всегда были и остаются головки звукоснимателя. Можно сказать, что на сегодняшний день Audio-Technica является главным промышленным производителем картриджей в мире, сравниться с ней может разве только датская Ortofon. Головками фирмы либо моделями, сделанными на их основе, оснащаются большинство недорогих проигрыватели разных производителей, продающихся сегодня на рынке.

Тест головок Audio-Technica AT-F2, VM750SH и AT33Sa: очень разные, но немного похожие

Лучшие производители

Для того чтобы выбрать качественную головку звукоснимателей, следует обратиться к обзору лучших производителей.

  • Audio Technica VM 520 EB. Немецкое устройство имеет качественно изготовленный корпус и контакты. В упаковке можно найти пару комплектов винтов с шайбами из капрона. Как отмечают некоторые пользователи, устройство оснащено прекрасным балансом каналов, который сохраняется по всему диапазону. Замеры АЧХ показали подъем на 3-5 дБ в диапазоне 5-12 кГц. Этот подъем можно корректировать установкой, которая не предусмотрена инструкцией. Есть дополнительная емкость до 500 пФ.
  • Goldring Elektra. Корпус данной модели выполнен из пластика среднего качества. Высота элемента 15 мм, что дает возможность размещения подкладки под шелл. В данном случае это можно сделать, если у тонарма отсутствует регулировка высоты. Стандартный АЧХ, линейность высокая. Баланс 0,2 дБ, тональный баланс имеет нейтральный тон.
  • Grado Prestige Green. Внешний вид устройства стильный и красивый, несмотря на дешевый пластик. Легко входит в пазы и разъемы. Замеры АЧХ установили небольшой подъем по краям диапазона. Выходной сигнал – 3,20 мВ, баланс каналов – 0,3 дБ. Ровный тональный баланс. Из минусов устройства отмечают особенность конструкции, которая не допускает на тонарм установку с электроуправлением. Такую ГЗС лучше устанавливать на примитивные проигрыватели, так как картридж имеет высокую чувствительность к электромагнитному полю привода тонарма.
  • Sumiko Pearl. Китайская головка звукоснимателя имеет в комплекте отвертку, кисть для чистки иглы и винты с шайбами. Корпус выполнен из пластика среднего качества. Высота устройства – около 20 мм. Поэтому лучше, чтобы тонарм имел регулировку высоты. Замеры значения АЧХ показали незначительный спад от верхней части середины и выше. Баланс – 1,5 дБ, тональный баланс расположен в сторону НЧ.
  • Модель ГЗМ 055 имеет высоту 15 мм. Этот показатель требует некоторой регулировки высоты тонарма или установки подкладки. Отличная линейность АЧХ. Баланс каналов – 0,6 дБ/1 кГц и 1,5 дБ/10 кГц. При сбалансированном звучании не хватает глубоких низов.

Правило №6 

Следим за весом

А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе. И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм». Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл. Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.

f359871859e33a4ce2cd5f197c4c4147.jpg

Seb’s Arc Protractors

Arc protractors allow super fast, accurate cartridge alignment.

Please Note The alignment curve on an arc protractor is only suitable for the stated mounting distance.

DO NOT use an arc protractor unless it matches your mounting distance exactly.

Linn Baerwald alignment protractor

Suitable for Linn tonearms mounted at 211mm mounting distance. Print on A3 sized paper. Includes integral strobe disc in 3 versions, 50Hz, 60Hz and 300Hz.

linn 50hz baerwald protractor

linn 60hz baerwald protractor

linn 300hz baerwald protractor

Rega Baerwald alignment protractor v.2

Suitable for Rega tonearms only, mounted at exactly 222mm (standard) mounting distance. This single point design is especially quick and easy to use and includes an arc for rapid double checking.

rega baerwald protractor

Rega Stevenson alignment protractor v.2

Suitable for Rega tonearms mounted at exactly 222mm (standard) mounting distance. Identical to the Baerwald protractor above but designed using Stevenson null points which gives alignment closer to Regas and is useful when the headshell slots don’t give enough room to align your chosen cartridge using the Baerwald design.

rega stevenson protractor

Technics Arc protractor

Suitable for those Technics turntables that have an arm mounting distance of exactly 215mm, such as the SL-1200/1210/1300/1400/1500/1600 etc. Please check the tonearm database for the mounting distance of your arm before using this protractor.

Note that Technics arms do not use baerwald alignment as standard, so you may have to skew the cartridge in the headshell in order to align with arc.

Technics Arc Protractor Instructions

technics arc protractor

Thorens Arc protractor v.2

Suitable for those Thorens tonearms that have a mounting distance of exactly 215.6mm. See enclosed instructions for compatible tonearms.

thorens arc protractor

All Cartridge / Tonearm alignment protractors on this page are freely downloadable for non-commercial use.

Тест головок Clearaudio Maestro V2 Ebony и Clearaudio Essence MC. Битва ММ против МС!

Перед покупателями виниловых проигрывателей, особенно если речь идет о вертушках достаточно серьезного уровня, первым делом встает проблема выбора головки звукоснимателя. Чем выше класс аппарата, тем меньше шансов, что производитель сам установил картридж непосредственно на заводе – здесь уже принято доверять вкусу самого покупателя. И вот тут зачастую пользователи оказываются перед дилеммой, которую им трудно разрешить, особенно если у них нет большого опыта в общении с винилом.

Мюнхен 2018 или Какой High End мы будем слушать в этом году
Шесть новых головок SUMIKO

Магнитоэлектрические звукосниматели

Эта модель является полной копией тех звукоснимателей, который устанавливаются на электрогитары, если мы говорим о принципе работы и устройстве механизма. Однако есть здесь и свои индивидуальные отличия, например, частотные характеристики.

Отличается и монтаж звукоснимателя — его необходимо расположить в розетке, ближе к грифу. Большим преимуществом магнитоэлектрических моделей является их моментальная готовность к работе, сразу после установки. Сам процесс монтажа крайне прост и доступен каждому.

Стоит отметить, что данная модель актуальна только для акустических гитар с металлическими струнами. Не стоит ожидать эффекта на классической гитаре с нейлоном.

В свою очередь магнитоэлектрические датчики имеют собственную классификацию:

  • Single – так называют одинарный датчик с ярким и четким звучанием, но скудной мощностью и шумоподавлением;
  • Humbacker – спаренный датчик с достаточно мощным и качественным звуком, а также весьма серьезным шумоподавлением и как следствие высокой ценой.

Ценовая политика звукоснимателей магнитоэлектрического типа складывается из таких переменных, как качество конструкции, дороговизна материалов и бренд. В результате покупатель должен подобрать оптимальную модель в рамках $15-$150.

Явным плюсом магнитоэлектрического звукоснимателя считается нулевая вероятность «заводки» при обратной связи. Но существует и весьма неприятный минус – звучание инструмента искажается в худшую сторону. Звукосниматель окрашивает тона в довольно неприятный, далекий от реального звук акустики. Совсем иначе в этом случае ведут себя пьезоэлектрические звукосниматели.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Виниловый проигрыватель Rega RP10 с головкой звукоснимателя Rega Apheta, обзор. Журнал «Stereo & Video»

Что сказать, это фактически первый проигрыватель Rega, который мне действительно понравился. Да, он существует совершено точно в рамках звуковой концепции разработчиков компании, но соотношение качеств и составляющих звука здесь совсем другое, нежели в средних моделях. И со сложными записями аппарат справляется, и к конструкции (опять же с поправкой на фирменный подход) придираться не очень хочется. И собственная трактовка музыкальности имеется.

Головка звукоснимателя Tonar 611 BE, обзор. Журнал "High Definition/DVD Эксперт"
Комплект Van den Hul: фонокорректор Grail SB и головка звукоснимателя Crimson  XGW, обзор. Портал "The Ear.net"
Виниловый проигрыватель Clearaudio Ovation с головкой звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"
Виниловый проигрыватель Clearaudio Innovation Compact, обзор. Журнал "Stereo & Video"
Виниловый проигрыватель Clearaudio Innovation, обзор. Журнал "Stereo & Video"
Головка звукоснимателя Goldring GL2400, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"
Виниловый проигрыватель Rega RP3, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Правило №10 

Не спешим с выводами

После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет. И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания. Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта. И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек. Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы. 

Александр Чечелёв

pro-ject_rpm_1_carbon_dc_11014438678-1.jpg

Подготовлено по материалам портала «Hi-Fi.ru», февраль 2018 г. www.hi-fi.ru

Benz Micro LP, обзор. Журнал «АудиоМагазин»

Эрнст Бенц — швейцарский инженер-механик, начавший свою трудовую деятельность в Калифорнийском техническом университете, а затем открывший в Швейцарии компанию по производству искусственных драгоценных камней для нужд часовой промышленности.

Scheu-Analog Cello. Чёрное золото. Журнал "Т3"
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...