Как сделать садовую дорожку из щебня или гравия: обо всем подробно и даже больше

Прежде чем недорого отсыпать дорогу и начать строительство с помощью дешевых материалов, необходимо проанализировать интенсивность использования покрытия и условия его эксплуатации.

Особенности

Устройство дорожного полотна отсыпкой щебня – довольно сложный процесс. Здесь недостаточно будет простого засыпания уже имеющейся колеи без дополнительных производственных процессов, как, например, трамбовка. Отсыпка производится послойно. Слои имеют толщину от 20 до 40 сантиметров в зависимости от условий, в которых производятся работы. Это позволяет максимально эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку в пироге дороги, продляя ее ресурс.

При своевременном обслуживании – подсыпке щебня – она может прослужить долгое время, лишь немного уступая по качеству асфальтовому или бетонному покрытию.

Учитывая, что цены на щебень гораздо ниже, нежели на асфальт и бетон, такой вариант дорожного покрытия будет идеальным для загородного дома или дачи, где нет большого транспортного потока. Он позволяет сэкономить значительные средства и силы.

Плюсы отсыпки дороги щебнем:

  • доступные цены на материалы;

  • долговечность дорожного покрытия;

  • работы по отсыпке не зависят от погодных условий и могут проводиться в любое время года;

  • не загрязняет окружающую среду.

Сферы применения: для дорожных работ и не только

Щебень используется на различных этапах дорожного строительства, для обустройства любого типа покрытий. Использование  обеспечивает прочность, надежность, износостойкость и долговечность полотна, но только при правильном выборе материала. Щебень применяется при строительстве грунтовых, железных и асфальтированных дорог, а также при производстве асфальта. Кроме этого, щебень используется при выполнении ремонтных работ.

Щебень является востребованным во многих сферах деятельности материалов, он активно используется в строительстве, инженерных работах, ландшафтном дизайне, при благоустройстве территории, производстве ЖБИ (!о производстве щебня подробно здесь), минеральных удобрений, тротуарной плитки и другой продукции. Данными сферами применение материала не ограничивается.

Строительство подъездной дороги с использованием геотекстиля

Суглинки, глины, торфяники традиционно считаются проблемными грунтами. При избытке влаги и отсутствии водоотведения, весной и осенью они превращаются в непролазное месиво.

unnamed-file-429.jpg

О несущей способности такого грунта и подъездной дороги говорить не приходится. Результат — машины не могут проехать, вязнут, тонут, а для проезда тяжелогруженой строительной техники приходится ждать заморозков или летних месяцев.

Хотя, если взять Подмосковье, то даже летом, стоит пройти затяжным дождям, как подсохшие грунтовки «расплываются» и застройщикам приходится ломать голову как по ним проехать.

Чтобы решить проблему подъездных дорог, соседи по участкам обычно сбрасываются, заказывают бульдозер и снимают верхний слой раскисшего грунта, пока не доходят до твёрдого основания. Затем засыпают дорогу бетонным и кирпичным боем, строительным мусором или кладут дорожные ж/б плиты, сыплют песок, асфальтовый скол в надежде, что всё это станет надёжной и долговечной грунтовкой.

Практика показывает, что всё это ненадолго. Всё, что насыпано — постепенно тонет в грунте. Через один-два года ремонт дороги приходится повторять заново, а это — новые траты. На вопрос, почему используется такая технология, связанная с большим объёмом земляных работ и не дающая качественного результата, люди отвечают — так делают все. Застройщики полагают, что «пирог» грунтовки можно опереть только на твердый грунт, как бы глубоко он не залегал.

А что делать, если подъездная дорога проходит по торфянику толщиной в 1.5-2 метра – снимать весь этот слой, а потом засыпать выработку десятками и сотнями кубометров строительного мусора? Об экономической целесообразности данного метода речи не идёт. Тем не менее выход есть — это геотекстиль.

Геотекстиль — синтетический материал, который при строительстве дорог на слабых основаниях разделяет слои, препятствуя проникновению в грунт инертных материалов отсыпки — песка и щебня. Также геотекстиль распределяет нагрузку от вышележащих насыпных слоёв на грунт, армируя основание.

Это обеспечивает устойчивость всего «пирога» грунтовой дороги и позволяет исключить такой этап, как масштабное снятие грунта и его замену на бетонный или кирпичный бой, асфальтовый скол и т.д.

Кирпичный бой – не лучший вариант для подсыпки, т.к. кирпич со временем насыщается влагой и становится хрупким.

Плюс геотекстиля в том, что при обустройстве подъездных путей его можно стелить даже на траву, т.е. на почвенно-растительный слой, не снимая его, а это упрощает все работы.

thumb_585.jpg

Policond Пользователь

Необходимость обустройства грунтовки возникла после того, как после дождя на ней завяз грузовик с песком. Мои строители предложили уложить на подушку из песка б/у дорожные плиты, а когда я им сказал, что это не вариант, и нужен геотекстиль + щебень, они заявили, что ничего из этой затеи не получится. Рабочие сильно удивились, когда дорога прошла испытания нагруженными грузовиками после того, как два дня лил проливной дождь.

«Пирог» дороги Policond следующий:

  • Снятие плодородного слоя толщиной 25 см. Примечание: этот этап можно было пропустить, т.к. сначала делалась планировка под укладку плит, от которых в итоге отказались.
  • Укладка геотекстиля плотностью 300 г/кв. м.
  • Укладка щебня фракции 20-40, толщиной 25 см, под дальнейшую трамбовку.

Дорога выдержала проезд грузовиков, завёзших на участок в общей сложности 600 куб. м щебня. На поверхности покрытия не осталось даже колеи.

По словам пользователя, на строительство ушло в три раза меньше средств, чем если бы уложили дорожные плиты, как предлагали рабочие. Кроме этого, практика показывает, что «народный» метод укладки б/у дорожных плит экономически не выгоден. Плиты, из-за неравномерной усадки грунта — нестабильного основания, при проезде тяжелого транспорта покрываются трещинами, ломаются, из них начинает торчать арматура, которая прокалывает шины автомобилей.

В итоге плиты приходится демонтировать и думать, куда пристроить этот бетонный лом. Также по плитам в дальнейшем не получится сделать покрытие из брусчатки, например, под парковку.

Используя геотекстиль и щебень, мы получаем черновое основание под последующую укладку финишного покрытия для въезда на участок.

(, ) 20

42-01-006-01

(, ) 20 100 2
01. (, ). 02. (, ) .

2000 ( ), 2009 . .

, 2014 1
, -2001

. .
1 — 3,3 .- 36,4
2 (, ) .- 1,2
.- 36,4
= 36,4 x 8,85 . 322,14
= 16,2 ( ) . 16,20

dom_yt.png

. .

. . — .
.

.
 1  021243 16  .- 1,2 96,89  116,27
.  116,27
. . — .
.

.
 1  408-9301 , , — ,  3 21 0  0,00
.  0,00

:      438,41 .

2020

42-01-006-01

, .
-2001 2009 2000 .
DefSmeta

, .

, — DefSmeta   
  , .

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Шлаковые щебень, песок и готовые смеси должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Щебень

1.2.1. Щебень по крупности зерен подразделяют на фракции, характеризуемые соответствующими наименьшим и наибольшим номинальными размерами зерен ( d / D , мм).
от 5 до 10 или от 3 до10мм;
св. 10 до 20 мм;
св. 20 до 40 мм;
» 40 » 70 мм;
» 70 » 120 мм.

Таблица 1

Размер отверстий контрольных сит, соответствующий размеру зерен, мм

d

0,5(d+ D )

D

1,25 D

для каждой фракции

для смеси фракции

Полный остаток на
контрольном сите, % по массе

90-100

30-80

40-70

0-10

0-0,5

По согласованию между потребителем и изготовителем допускается выпуск щебня в виде смеси двух или трех смежных фракций, а также щебня фракций от 5 до 15, от 10 до 15, от 15 до 20 мм.

1.2.2. Зерновой состав каждой фракции или смеси фракций щебня должен соответствовать требованиям, указанным в табл. 1.

По согласованию между потребителем и изготовителем допускается выпуск смеси фракций щебня с содержанием зерен размером свыше D и менее d до
20% по массе, с содержанием зерен размером менее 0,5 d не более 10% по
массе. При этом в смеси фракций щебня с максимальным размером зерен 120, 70 и
40 мм не должно содержаться зерен размером свыше 1,5 D, с максимальным
размером зерен 20 и 10 мм — свыше 2 D.

1.2.3. Содержание примесей (пылевидных и глинистых частиц), определяемых отмучиванием, в щебне из слабо- и неактивного шлаков (см. п. 1.5.2 ) не должно превышать 3% по массе, в щебне из активных и высокоактивных шлаков — не нормируется.

Содержание глины в комках в щебне из шлаков всех видов не должно быть более 0,25% по массе.

1.2.4. По форме зерен щебень из слабо- и неактивного шлака подразделяют на 3 группы в соответствии с требованиями, указанными в табл. 2. Форма зерен щебня из активных и высокоактивных шлаков не нормируется.

Таблица 2

Группа щебня по форме зерен

Co держание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе, не более

Кубовидная

15

Улучшенная

25

Обычная

35

По согласованию между потребителем и изготовителем допускается выпуск щебня, содержащего более 35% зерен пластинчатой и игловатой формы, но не более 70%.

1.2.5. Щебень по прочности подразделяют на марки в соответствии с требованиями, указанными в табл. 3.

Таблица 3

Марка щебня по прочности

Потеря массы при
испытании, %, для щебня из шлаков

черной
металлургии

цветной
металлургии

фосфорных

1200

До 15 До 10 До 15

1000

Св. 15 до 25

Св. 10 до 15

Св. 15 до 20

800

» 25 » 35 » 15 » 20 » 20 » 25

600

» 35 » 45 » 20 » 25 » 25 » 35

300

» 45 » 55 » 25 » 35

Марку щебня по прочности определяют в водонасыщенном состоянии по потере массы щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре.

1.2.6. Щебень по истираемости подразделяют на марки в соответствии с требованиями, указанными в табл. 4.

Таблица 4

Марка щебня по истираем ости

Потеря массы при
испытании, %

И I До 25
И II Св. 25 до 35
И III » 35 » 45
И IV » 45 » 60

1.2.7. Содержание слабых зерен в щебне должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 5.

Таблица 5

Марка щебня по прочности

Содержание, % по
массе, не более

слабых зерен в
щебне из шлаков черной металлургии (в том числе боя огнеупорного кирпича и
других примесей или флюсов)

слабых зерен в
щебне из шлаков цветной металлургии

слабых
пемзовидных зерен в щебне из фосфорных шлаков (средняя плотность зерен —
менее 2 г/см3)

1200

5

5

5

1000

5

5

5

800

10

10

10

600

20

10

15

300

30

15

Не нормируется

1.2.8. Содержание в щебне металлических примесей, поддающихся ручной сортировке, не должно превышать 5% по массе.

1.2.9. Морозостойкость щебня характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери щебня в массе не превышают установленных значений. По морозостойкости щебень подразделяют на следующие марки: F 15, F 25, F 50, F 100, F 150, F 200 и F 300. Показатели морозостойкости щебня при испытании его замораживанием и оттаиванием должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 6.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Таблица 6

Показатели

Марка щебня по морозостойкости

Мрз 15

Мрз 25

Mp з 50

Мрз 100

Mp з 150

Mp з 200

M рз 300

Число циклов

15

25

50

100

150

200

300

Потеря в массе после испытания, %, не более

10

10

5

5

5

5

5

Требования по морозостойкости к щебню из активных и высокоактивных шлаков не предъявляются.

1.3. Песок

1.3.1. Песок в зависимости от размера зерен, входящих в его состав, модуля крупности и полного остатка на сите с сеткой № 063, подразделяют на группы по крупности в соответствии с табл. 7.

Таблица 7

Группа песка по крупности

Модуль крупности, Мк

Полный остаток на сите № 063, % по массе

Крупный

Св. 2,5

Св. 45

Средний » 2,0 до 2,5 » 30 до 45
Мелкий » 1,5 » 2,0 » 10 » 30
Очень мелкий » 1,0 » 1,5 » 10

Примечания:

1. Допускается выпуск очень мелкого песка с модулем крупности от 0,7 до 1,0.

2. Если песок по модулю крупности относится к одной группе, а по полному остатку на сите с сеткой № 063 — к другой, то группу песка определяют по модулю крупности Мк.

1.3.2. Содержание в песке из слабо- и неактивного шлаков зерен крупностью свыше 5 мм не должно быть более 15% и зерен крупностью свыше 10 мм — более 1% по массе, содержание зерен крупностью более 20 мм не допускается.

Содержание частиц размером менее 0,16 мм не должно превышать: в песке с модулем крупности свыше 2 — 10%, от 2 до 1,5 — 15% и менее 1,5 — 25% по массе.

Содержание зерен крупностью свыше 5 мм и частиц размером менее 0,16 мм в песке из активных и высокоактивных шлаков не нормируется.

1.3.3. Содержание глинистых частиц, определяемых при испытании на набухание, не должно превышать: в песке для асфальтобетона — 1% по массе; в песке для других видов дорожных работ, в том числе для приготовления готовых смесей, — 5% по массе.

1.3.4. Содержание в песке металлических примесей, поддающихся ручной сортировке,
не должно превышать 3% по массе.

1.4. Готовые щебеночно-песчаные смеси

1.4.1. Готовые смеси состоят из песка и щебня.

1.4.2. Зерновой состав готовых смесей должен соответствовать требованиям, указанным в табл. 8.

Таблица 8

Марка смеси

Максимальный размер зерен, мм

Полный остаток, % по массе, на контрольных
ситах с размером ячеек

1,5 D

1,25 D

D

0,5 D

5 мм

0,16 мм

С0

120

Не допускается

0-3

0-5

30-70

65-95

90-95

С1

70

0-5

0-20

20-60

65-85

90-95

С2

70

0-5

0-20

10-35

40-75

90-95

С3

40

0-10

0-15

20-40

45-70

75-90

С4

40

0-10

0-15

40-60

70-85

90-95

С5

20

0-10

0-15

10-35

20-50

65-90

С6

20

0-10

0-15

20-40

40-60

90-95

С7

10

0-10

0-20

20-40

80-95

Примечание.
Для смеси С7 полный остаток на сите с ячейками размером 2,5 мм должен быть от 40 до 60% по массе.

Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм в готовых смесях из активных и высокоактивных шлаков не нормируется. По согласованию между изготовителем и потребителем в готовых смесях из активных и высокоактивных шлаков допускается содержание конгломерата (сцементированных зерен щебня) крупностью зерен смеси D — 1,5 D до 15% по массе.

1.4.3. Щебень, входящий в состав готовых смесей, по содержанию глины в комках, прочности, истираемости, содержанию слабых зерен, в том числе боя огнеупорного кирпича, пемзовидных зерен (в щебне из фосфорных шлаков), морозостойкости, содержанию металлических примесей должен соответствовать требованиям, указанным в пп. 1.2.3. и 1.2.5-1.2.9. Требования по прочности, истираемости и морозостойкости к щебню из активных и высокоактивных шлаков, входящему в
состав готовых смесей, не предъявляются.

1.4.4. Форма зерен щебня, входящего в состав готовых смесей, не нормируется.

1.4.5. Песок, входящий в состав готовых смесей, по содержанию глинистых частиц и металлических примесей должен соответствовать требованиям, указанным в пп. 1.3.3 и 1.3.4.

1.5. Шлаки — исходное сырье

1.5.1. Устойчивость структуры шлаков характеризуют потерей массы при испытании. По устойчивости структуры шлаки подразделяют в соответствии с табл. 9.

Таблица 9

Устойчивость структуры

Потеря при испытании, % по массе

Устойчивая УС1 До 3
Среднеустойчивая УС2 Св. 3 до 5
Слабоустойчивая УС3 » 5 »
7

1.5.2. Активность шлаков характеризуют прочностью на сжатие образцов, изготовленных из молотого шлака. По активности шлаки подразделяют в соответствии с табл. 10 .

Таблица 10

Активность

Прочность на
сжатие образцов из молотого шлака, МПа (кгс/см2)

Высокоактивный ВА Св. 5 (50)
Активный А » 2,5 (25) до 5 (50)
Слабоактивный СА » 1,0 (10) »
2,5 (25)
Неактивный НА

Менее 1,0 (10)

1.5.3. Шлаки не должны содержать посторонних загрязняющих примесей (строительного мусора, грунта, древесных остатков и др.).

1.5.4. Фосфорные шлаки не должны содержать P 2 О5 более 2% по массе.

1.5.5. Щебень и песок в зависимости от величины суммарной удельной эффективности активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

для строительства дорог и аэродромов без ограничений при Аэфф до 740 Бк/кг;

для строительства дорог и аэродромов вне населенных пунктов при Аэфф свыше 740 до 1500 Бк/кг.

При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах норм, указанных выше.

1.5.5. (Внесен дополнительно, Изм. № 1).

Устройство временной дороги из щебня

Цель устройства временной дороги – с минимальными затратами и в короткий срок обеспечить проезд крупной техники на стройплощадку. А вот легковым автомобилям по такому покрытию передвигаться будет тяжело. Да и прослужит дорога недолго – всего один-два сезона.

Технология устройства временного полотна предельно простая: достаточно засыпать крупный материал поверх земли равномерным слоем, а затем утрамбовать его. Поэтому все сводится лишь к выбору засыпки.

Для этого подойдет щебень крупной фракции. Если по дороге будут двигаться только самосвалы, смело берите зерна размером 40-120 или 80-120. Для проезда «легковушек» такие крупные камни будут неудобны. В таком случае следует использовать фракцию 40-70. Чтобы продлить срок службы дороги, ее иногда покрывают срезкой асфальта. Но это сильно увеличит стоимость, и проще будет обустроить полноценное грунтовое покрытие.

Образец гранитного щебня фракции 40-70

Если вам необходимо просто иметь временный подъезд для самосвалов, выбирайте самые дешевые материалы – бой кирпича, бетона и другие твердые отходы.

Если неподалеку от вас есть кирпичные или бетонные заводы, имеет смысл съездить туда. Эти предприятия продают по низкой цене отходы производства – бракованную продукцию. Стоит она недорого, однако придется также организовать самовывоз.

Есть вариант дешевле. При сносе старых зданий образуется много строительного мусора: обломки плит перекрытий, куски штукатурки, шифера, керамической плитки, дробленый бетон от фундамента или стяжки и так далее. Все это подлежит утилизации. Вы можете договориться и забрать эти материалы бесплатно или почти бесплатно. Какие-то деньги придется отдать за доставку до вашего объекта, но это все равно будет значительно дешевле, чем покупка щебня или асфальтовой крошки.

Временные дороги имеют ряд недостатков:

  • Плохо подходят для движения легковых автомобилей
  • Служат недолго
  • На болотистых участках могут уйти в грунт
  • Во время продолжительных ливней могут уйти в грунт, если по ним будет двигаться техника

Как классифицируются земельные участки

Порядок действий по поднятию земли своими руками зависит от типа участка.

posle-400x300.jpeg

Разделяют их на основании ландшафта, особенностей геологического сооружения:

  • Выше уровня моря. Размещаются преимущественно в горах, на природных равнинах. Районам характерны частые осадки, пониженная температура. Тип грунта разный, перед подъемом земельного участка проводят геологические исследования.
  • Ниже. Располагаются в низине, болотах. Характер почвы различный, встречается плодородный. Если решено возводить постройку, чтобы не затопляло ее, землю поднимают.
  • Выше уровня грунта. Имеет ухабистые рельефы, впадины, затрудняющие обработку. Недостаток исправит поднятие.
  • Ниже. Располагается в низинах, куда стекает вода. Чтобы не образовалось болото, проводят отсыпку территории.

Для выравнивания используют щебенку, глину, песок и прочий материал.

Устройство гравийных подстилающих слоев

Подобный материал достаточно широко используется не только для обустройства основания, так называемого подстилающего слоя, но и для обустройства отдельных гравийных дорог. Они низкого качества, поэтому широкого распространения не получили.

Устройство подстилающих слоев

Основание подобного рода зачастую устанавливается в несколько слоев, наиболее предпочтительны два уровня. Соответственно, нижний слой будет насыпан из более крупной фракции, а верхний уже мелкой фракцией. В зависимости от климатических особенностей и категории дороги, а также типа строительства, материал должен соответствовать определенным критериям. Например, конкретные требования по морозостойкости и прочности. Если по каким-то критериям укладываемый гравий не соответствует нормам, то его использование может быть обусловлено только укреплением сторонними средствами. Допустим, битумом, дегтем, различными эмульсиями с подобным характером действия.

Имейте ввиду, что после укладки гравийного слоя, его уплотнения по соответствующей технологии, частицы должны обязательно иметь связанность между собой. То есть, это должна быть однородная масса. Именно поэтому технологией предусматривается в обязательном порядке укладка верхнего слоя из более мелкой фракции. Причем допускается использование не только мелкой фракции гравия, но и сторонних материалов, к примеру, песка и глины. Таким образом, из крупной фракции буквально создается «скелет», который далее укрепляется с помощью другого или аналогичного материала.

Устройство подстилающих слоев

Способ 1: уплотнение грунта

Уплотненный грунт – самый бюджетный способ организации проезда, но самый ненадежный: такую дорогу придется периодически уплотнять. Этот вариант устройства подойдет тем улицам, где не ходит тяжелая техника, а на поверхности располагаются плотные и сухие грунты: каменистые, крупный песок. Уплотнение грунта бесполезно на мелких глинах и рыхлых породах.

Уплотнение верхнего слоя почвы осуществляет тяжелая техника:

  • Бульдозер разравняет основные неровности и снимет верхний слой;
  • Каток уплотнит грунт.

В стоимость дороги, по сути, войдет только аренда техники.

Какой нужен щебень?

Щебень представляет собой универсальный материал, используемый практически во всех сферах строительства. Он различается по многим критериям, в частности, по своему происхождению. Он может производиться из горных пород, есть также рудный и вторичный щебень, который тоже пользуется популярностью.

Данный материал имеет следующие характеристики:

  • фракция щебня (размер частиц);

  • лещадность (геометрия формы);

  • плотность и прочность;

  • морозостойкость и уровень радиоактивности, которые указываются на этикетке.

Для отсыпки дорог чаще всего используется щебень из скальных пород. Он имеет подходящие характеристики, чтобы выдержать довольно интенсивные нагрузки. Преимущество отдается гранитной и известковой породам. Гранитный щебень имеет марку прочности М1400, что позволяет ему выдерживать довольно высокие нагрузки в течение длительного периода. Известковый, в силу своей меньшей прочности, применяется в качестве «подушки» под основание дороги. Для разных слоев рекомендуется использовать разные размеры щебня: нижний слой отсыпать более крупным, а верхний – из материала меньших фракций.

А также с целью экономии можно устроить отсыпку дорог, используя вторичный щебень. По своей стоимости это самый выгодный вариант, но он немногим уступает по прочности природным материалам.

Правовые вопросы, связанные со строительством грунтовой дороги своими руками

Если вы собрались строить грунтовую дорогу, стоит принять во внимание, что соответствии с законодательством Российской Федерации местные администрации обязаны поддерживать дороги в пригодном для использования состоянии.

Поэтому вы можете подготовить обращение в прокуратуру для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, который не выполняет свои обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии. В заявлении укажите, что такое бездействие несет в себе угрозу для здоровья, жизни и имущества граждан:

  • возникает угроза неприбытия в случае необходимости полицейских нарядов для защиты правопорядка;
  • из-за отсутствия дороги не сможет вовремя доехать скорая для оказания экстренной медицинской помощи;
  • а в случае возникновения пожара к постройкам не доедут пожарные.

Таким образом вы сможете рассчитывать на получение компенсации. Из местного бюджета вам будет выплачена часть суммы, необходимая для строительства грунтовки — к примеру, 50%. Также есть вероятность, что вам удастся получить все 100%, но это, как правило, оказывается сложнее и занимает больше времени.

Устройство бетонных подстилающих слоев

Перед подготовкой бетонного слоя в обязательном порядке необходимо обустроить щебеночный слой либо гравийный, этого требует технология, пренебрежение правилами и нормами в будущем грозит разрушением дорожного полотна или стяжки дома. Также необходимо помнить, что допускается применение бетона только классом не ниже В22. При этом толщина подстилающего уровня должна зависеть от возлагаемых нагрузок, которые предположительно будут воздействовать на покрытие во время всего периода эксплуатации. Кроме того, когда речь заходит об устройстве дорожной одежды, не меньше внимания приковывается к климатической обстановке в конкретной местности.

Устройство подстилающих слоев

Что касается уровня, точней толщины, то для жилых и хозяйственных помещений среднего звена с учётом правильно подготовленного щебеночного основания, толщина должна быть не менее 80 мм. В лучшем случае, не менее 1,5 см. Ну, а когда речь заходит о дорогах, то здесь конкретные условия в зависимости от назначения, но не менее 7 см.

Как видим, есть определенные отличия в технологиях и самих принципах устройства бетонных оснований, в зависимости от предназначения участка. Для домов свои условия, для дорог аналогично свои какие-то нормы. Поэтому, если вас интересует конкретные цифры по устройству там-то, тогда рекомендуем открыть принятый ГОСТ и сравнить показатели. В противном случае, есть вероятность нарушения норм, что чревато негативными последствиями.

Основные принципы при выборе

Независимо от поставленных задач щебень необходимо выбирать в соответствии с некоторыми принципами, правилами:

  • четко определить назначение щебня и необходимые характеристики для реализации проекта, отметить основные свойства;
  • ознакомиться с разнообразием видов и фракций, выделить несколько вариантов;
  • при реализации ответственных задач важно не экономить на расходных материалах;
  • необходимо строго следовать рекомендациям по обустройстве покрытия;
  • работы рекомендуется выполнять в благоприятных погодных условиях.

Расчет количества материала

Прежде чем приступить к началу работ, необходимо точно рассчитать количество необходимых материалов, во избежание неприятной ситуации с неожиданной их нехваткой.

Для правильного расчета необходимо знать качества используемого вещества (в данном случае щебня) – удельный вес и коэффициент уплотнения. Эти данные можно найти в технической документации или уточнить у фирмы-производителя. Типовыми для гранитного щебня считаются показатели: удельный вес – от 1,3 до 1,47 т/м3, коэффициент уплотнения при укатке – 1,3. Вычисления производятся из расчета на 1 квадратный метр дорожного полотна и производятся по формуле:

толщина слоя (метры) * ширина слоя (метры) * длина слоя (метры) * удельный вес * коэффициент уплотнения

Так, для отсыпки одного квадратного метра дороги с толщиной слоя гранитного щебня 25 сантиметров понадобится:

0,25 х 1 х 1 х 1,3 х 1,3 = 0,42 т

Площадь дорожного полотна рассчитывается умножением его длины на ширину.

Долговечность щебеночной дороги

Не стоит пренебрегать и распределением нагрузок в пироге — щебень разных фракций хорошо принимает вес транспорта и распределяет его с разными усилиями, а это позволяет сохранить поперечную форму дороги с уклонами к обочинам. При ширине дороги в 5 м, достаточной для разъезда двух машин, необходимо укатывать полотно с небольшими уклонами. Купить щебень  для дороги без асфальтового покрытия лучше там, где вам предлагают все три фракции гранитного происхождения. Гранит имеет минимальную водопроницаемость, поэтому сохранность материала и целостность слоя не будет нарушаться при попадании воды и ее последующем замерзании.

Слои щебня укладываются по очереди, начиная от крупной фракции (до 70 мм) с прокладыванием геотекстиля, который хорошо разделяет щебень и не позволяет полотну разъехаться под нагрузкой. При минимальной загруженности дороги — до 50 машин в сутки — можно отказаться от использования геотекстиля. В любом случае, необходимо учесть состояние грунта и поведение потоков воды. Дорога из щебня служит десятилетиями при периодической подсыпке материала.

Похожие услуги

Подводно-технические работы

Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком целей. Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком […]

SDLG: спецтехника высокого качества

Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. По объемам производимой продукции она уступает только таким брендам, как XCMA, Liugong, Longgong. В течение последних пяти лет SDLG входит в пятьдесят лучших изготовителей фронтальных погрузчиков. При этом дата основания этой компании – 1972 год. Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. […]

Разработка котлована и вывоз мусора

Одним из видов строительных работ, которые часто проводятся, является разработка котлованов. Обустройство котлована – трудоемкий строительный процесс. Во многом от качества проведения работ на данном этапе зависит будущее строительства. Кроме того, необходимо учитывать то, что котлован и вывоз грунта – два неразрывных понятия, поэтому необходимо позаботиться не только о планировке строительной площадке, но и о […]

Способ 4: Укладка асфальта

асфальтированая дорога к участку

Это первое, что приходит на ум, когда заходит речь об устройстве дороги. И правда, это самое прочное и комфортно дорожное покрытие, но при условии плавильной его укладки. В свою очередь, процесс этот весьма трудоемкий, требует применения специального оборудования и материалов.

Перед строительством полотна необходимо получить разрешение хозяина дороги, в случае частного сектора это согласие от администрации поселения.

Доверить строительство асфальта лучше профессионалам, стоимость проведения работ с используемыми материалами и техникой выйдет примерно в 50 тысяч рублей за 100 метров асфальтированного полотна. С соблюдением всех норм процесс займет неделю.

Способ 5: брусчатка и плитка тротуарная

Это эстетичные виды дорожного покрытия, идеально подходят для обустройства подъезда к участку до входной двери.

Если сравнить брусчатку и плиту, можно прийти к выводу, что это примерно одно и то же изделие: нет четкого распределения по форме и толщине, цвету. Основное отличие заключается в несущей способности элементов:

  • Плитка подходит для покрытия тротуаров и проездов для легких автомобилей;
  • По брусчатке может ездить тяжелая техника, покрытие при этом не портится.

Вывод: для подъезда к территории и между участками целесообразно выбрать брусчатку. Лучше, если она будет вырезана из цельного камня твердых пород. Плитка идеальна для садовых дорожек, придомовой территории и зон отдыха. Владельцы частных домов, выбравшие брусчатку в качестве покрытия дороги до участка, используют ее и для строительства полотна придомовой территории – изделие ничем не уступает плитке по эстетическим свойствам.

Что понадобится для укладки плитки и брусчатки:

  • Цементно-песчаный раствор, который можно приготовить прямо на строительной площадке;
  • Лопаты штыковые и совковые;
  • Болгарка со сменными дисками для пиления бордюра и брусчатки при необходимости;
  • Рулетка;
  • Гидроуровень;
  • Грабли;
  • Гладилка для песка, можно заменить доской с приколоченной ручкой;
  • Кельмы;
  • Молоток резиновый для фиксации брусчатки. Обычный не подойдет.
  • Емкость для смешивания компонентов;
  • Поливочный шланг с насадкой-дождиком;
  • Виброплита для уплотнения грунта и песка.

Построить дорожное покрытие из брусчатки несложно, достаточно придерживаться алгоритма:

покрытие из брусчатки
  1. После разметки снимают слой грунта лопатами, сверяя ровность дна уровнем. Необходимо добиться максимально ровной поверхности основания. При строительстве проезда между участками эту работу может выполнить бульдозер.
  2. При высоком уровне грунтовых вод по краям дополнительно выкапывают траншеи под трубы.
  3. На подготовленное дно укладывают геотекстиль. Если требуется положить полотна внахлест, он должен составлять 30-50сантиметров. Необходимо, чтобы края траншеи тоже были закрыты.
  4. Насыпаем на дно песок толщиной 10 см и поливаем его обильно из шланга с насадкой-дождиком. Тщательно утрамбовываем виброплитой несколько раз, каждый раз смачивая песок.
  5. Закрываем песок геотекстилем и выставляем бордюры, сверяем их ровность.
  6. Затираем тощим бетоном швы между бордюрами и оставляем застывать.
  7. Засыпаем щебень фракцией 5-20 мм слоем 10 см и утрамбовываем виброплитой.
  8. Снова закрываем слой геотекстилем и приступаем к укладке брусчатки или плитки.
  9. Готовим раствор: 5 частей песка и 1 часть цемента затворяем таким количеством возы, чтобы получилась густая, но подвижная смесь. Выкладываем её на подготовленное основание слоем 4-8 см. Разравниваем граблями.
  10. Укладываем плитку или брусчатку по схеме или произвольно (зависит от формы изделия). Для соблюдения расстояния используем крестики для швов. Если нужна подрезка, следует произвести ее заранее до выкладки раствора. Каждый элемент пристукиваеи резиновым молотком.
  11. Послу выкладки дорожки подметаем и проходим по полотну виброплитой.
  12. Заполнение швов между брусчаткой и плиткой заполняем обычным песком.

Подъезд к участку из брусчатки – дорогое удовольствие, но дорога прослужит не одно десятилетия без потребности в ремонте.

Стоимость дороги определяется ценой материалов, в среднем – до 5 тысяч за квадратный метр.

Карты Латвии на русском языке: дороги, города и…

Карта Латвии на русском языке. Подробная карта дорог, городов и курортов на интерактивной спутниковой карте Латвии.

Дорожные покрытия, выполняемые по нормам типовых конструкций, должны соответствовать широкому перечню требований. Покрытие должно быть прочным, долговечным и отличаться оптимальной изоляцией верхних слоев. Однако, не на всех участках есть смысл обустраивать многослойные полотна. Более доступной по цене и оптимальной по характеристикам является отсыпка дорог специальным наполнителем. Правильно подобранная фракция позволит эксплуатировать сформированную основу длительное время без необходимости выполнения регулярного ремонта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...