Как сделать минитрактор из мотоблока — пошаговая инструкция

Самодельный минитрактор из мотоблока изготавливаем самостоятельно своими руками, пошаговую инструкцию по сборке читайте на нашем сайте!

Переделка мотоблока МТЗ в минитрактор

Многие обладатели мотоблоков упрощают себе жизнь, и делают из него минитрактор. Для этого лишь необходимо провести его.

Принцип работы и назначение

Фото 3Основа роторной (дисковой) косилки – стальной диск (ротор), к которому жестко или свободно прикреплены острые ножи.

Когда диск вращается, ножи проходят по траве и разрезают ее, после чего верхняя часть растений падает на землю.

Источником энергии вращения диска, равно как и самоходным шасси, транспортирующим это устройство по участку, является мотоблок, двигатель которого соединен с косилкой через вал отбора мощности (ВОМ) или шкив отбора мощности (ШОМ).

Вращение ротора обеспечивает удерживаемый двумя подшипниками вал, который соединен с ВОМ или ШОМ через соответствующую передачу. Крепежные элементы надежно удерживают все детали косилки на корпусе мотоблока, благодаря чему высоту скашивания травы поднимают или опускают с помощью изменения угла наклона самоходного шасси.

Исключение составляют аппараты с так называемой плавающей косилкой. Ее отличие от обычной в том, что она свободно перемещается по вертикальной оси относительно мотоблока, а высоту скашивания травы задают салазки или колесики, поддерживающие косилку на весу.

Когда двигатель мотоблока работает, оператор сначала подключает привод к ВОМ или ШОМ, затем включает подходящую передачу и косилка начинает двигаться по участку.

По мере движения оснащенный ножами ротор срезает растительность, поэтому после прохода такого устройства вся находившаяся на его траектории трава падает на землю.

Такая косилка предназначена для очистки территорий от зеленой массы, включая бурьян и другие сорняки, причем их высота и толщина мало влияет на эффективность применения аппарата, разве что придется перейти на пониженную скорость.

Однако для обслуживания газонов и территорий, засеянных культурной травой, такая косилка не подходит, ведь из-за медленного вращения ротора срез получается разлохмаченным. Кроме того, на аппаратах без колесиков или салазок сложно везде выдерживать одну высоту скашивания из-за чего стриженная поверхность выглядит неровно.

Изготовление мини-трактора из мотоблока МТЗ

Перед тем как изготовить самодельный трактор из МТЗ своими руками потребуется подготовить все элементы, а также необходимые инструменты. В комплект для переделки входит:

  • сварочный аппарат;
  • набор гаечных ключей и отверток;
  • дрель;
  • болгарка с дисками по металлу;
  • гайки, болты.

Все инструменты требуется подготовить до начала сборки.

Важно! Предварительно потребуется подобрать мотоблок, а также узнать все его характеристики и особенности. Есть ряд критериев, по которым производится выбор.

В данном видео проведем обзор мини-трактора из мотокультиватора:

Основные критерии для создания мини-трактора:

  • чем больше мощность, тем большую площадь техника способна обработать;
  • по топливному принципу. Лучше выбирать дизельные агрегаты;
  • чем выше масса техники, тем проще будет обрабатывать землю;
  • доступность деталей. Не стоит для самостоятельных сборок использовать зарубежных производителей, так как придется докупать многочисленные специальные детали. Обычно используют отечественную основу, которая всегда есть на рынке.

Важно! МТЗ подходит для создания мини-трактора по многим причинам, в том числе по значительной мощности и удобной конструкции.

Стоит учитывать, что лучше использовать 9-мощные мотоблоки. Также особенностью является требование к 4 колесам. Это необходимо для полноценной устойчивости.

Каждый элемент сборки потребуется приготовить заранее. Это позволит своевременно проводить пошаговые этапы создания техники.

Технические характеристики

Двигатели

Одно из главных решений инженеров Салют заключается в использовании на раме отечественного производства не только отечественных, но и импортных двигателей зарубежных производителей (Briggs & Stratton, Honda, Subaru, Lifan и др.). Благодаря использованию импортных моторов значительно увеличивается долговечность и надежность мотоблока Салют-5, а также улучшается комфорт в процессе работы.

По отзывам владельцев мотоблока, самыми надежными двигателями являются американские Бриггс Страттон и японские Robin Subaru и моторы Хонда.

Первые модели «Салют 5» комплектовались двигателями российского производства завода «Калужский двигатель» (КаДви) серии «ДМ». Они значительно уступали иностранным моторам по техническим и эксплуатационным параметрам, поэтому в первой половине 2000-х от них полностью отказались.

Редуктор

Гордость мотоблоков Салют-5 – успевший стать легендарным редуктор, механизм которого полностью выполнен из шестерен. Это собственная разработка завода, которая изначально изготавливалась на главном предприятии в Москве, а затем на мощностях Омского моторостроительного объединения им. П. И. Баранова.

Редуктор выполнен в едином корпусе, все соединения на болтах.

По мнению «Салюта» и многих пользователей только полностью шестеренчатый редуктор является самым надежным, долговечным и не требующим обслуживания многие годы

Производители обращают внимание, что при производстве регулятора передач соблюдаются все технологические процессы обработки деталей, ведется авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Некоторые заводы пытались изготавливать копии данного редуктора, которые значительно уступали оригиналу – как по сроку службы, так и по техническим и эксплуатационным качествам

Трансмиссия

На мотоблоках Салют-5 трансмиссия состоит из коробки передач (редуктора) и механизма сцепления. Через ремни клиноременной передачи и натяжного ролика производится  привод от ведущего шкива к шкиву отбора мощности (ШОМ).

Ручка переключателя скоростей на Салют-5 расположена на корпусе мотоблока, но фирма разработала специальный комплект механизма переключения передач для переноса его на руль.

Завод выпустил специальный установочный комплект переключения передач, который позволяет перенести рычаг скоростей на руль как на МБ Салют-100.

Скорость движения мотоблока и вращения фрез можно регулировать 4-ручьевым ведущим шкивом: нужно его развернуть относительно ШОМ, отвернув крепежную гайку, установить ремни в ручьи большего диаметра и прикрутить гайку обратно.

Шкив редуктора состоит из 3 ручьев, средний – свободный для навесного оборудования, другие два – для ремней передачи.

Модели МТЗ

Мотоблок МТЗ-05

Многие обладатели мотоблоков упрощают себе жизнь, и делают из него минитрактор. Для этого лишь необходимо провести его.

Все мотоблоки МТЗ достаточно большие и мощные. Поэтому их можно использовать как базу для переделки в трактор. Даже старая 5 версия пригодна для этих целей. Она была сделана еще в советском союзе, где упор был сделан именно на качество.

Исходя из конструкции, легче всего переделать МТЗ-09Н или МТЗ-12.

Необходимо четко следовать всем схемам и чертежам. Поскольку в противном случае Ваш минитрактор будет работать неправильно.

Это самые мощные и тяжелые представители семейства Беларусов. Но более популярна именно 9 модель, поэтому чаще всего переделывается именно она.

Если с другими мотоблоками можно сделать 3-х колесный вездеход, то с МТЗ так не получиться. Он оснащен двухцилиндровым дизельным двигателем. Поэтому рекомендуется использовать только 4 колесные варианты.

Проект минитрактора

Самое трудоемкое- это корректно сформировать чертежи самодельного минитрактора, в них указывается не только непосредственно параметры, но и характеристики всех съемных составляющих для разных сельскохозяйственных работ.

Такая техника, как правило, создается из старых транспортных средств. Могут использоваться, например, разные узлы от неиспользуемых мотоциклов, а также детали автомобилей и различных мотоблоков.

Начинается эскиз с того, что необходимо схематично показать расположение двигателя и непосредственно коробки передач. Далее на эскизе должна появиться модель коробки, которая считается раздаточной, а также шасси.

Необходимо показать как самодельный минитрактор из мотоблока будет приходить в движение. На схеме обозначается сам крутящийся момент, который должен соединить работу ядра техники, а именно двигателя, и собственно колес.

Детали

В основе минитрактора из мотоблока МТЗ-05 лежит несколько частей. Давайте рассмотрим каждую из них.

Рама и кузов

Швеллер стальной

Эти два элемента являются базовыми для всего трактора. На них будет держаться все остальное. Поэтому, для изготовления рамы лучше всего использовать крепкий новый металл, который еще не был в эксплуатации.

Идеальным материалом для рамы будет железный швеллер № 5, или еще лучше № 9. А для кузова подойдет качественная сталь толщиной от 3 мм. Не стоит бояться большого веса, МТЗ-05 рассчитан на работу с такими нагрузками.

Сиденье и рулевая

Сиденье

Сиденье можно взять любое автомобильное, и установить его позади двигателя на подготовленную раму.

Рулевую систему также придется модернизировать. Для этого нужно будет использовать старый руль от автомобиля или мотоцикла. Как показывает практика, более удобный в применении именно мотоциклетный руль.

Колеса и покрышки

Это особая часть, поскольку от качества покрышек будет зависеть ход минитрактора и его сцепление с грунтом. Поэтому не рекомендуется использовать старые, «лысые» покрышки.

У колес должны быть качественные протекторы для передвижения по любой поверхности.

Монтаж рычагов

Управление мотоблоком также необходимо перенести. Поскольку в привычном виде все управлялось при помощи рулевых рычагов, то сейчас это необходимо будет модернизировать.

Изменение рычагов управления:

  1. Перенести газ и тормоз под педали минитрактора.
  2. Переключение передач сделать в классическом виде при помощи рычага.
  3. Перенести кнопку зажигания.

Самодельный минитрактор из мотоблока МТЗ: особенности и последовательность сборки

Для того чтобы сделать минитрактор из мотоблока МТЗ своими руками, следует знать о существовании некоторых особенностей именно этой модели.

Самодельный минитрактор из мотоблока МТЗЦентр тяжести на подобных транспортных средствах имеет свойство смещаться вперед, нагружая при этом переднюю часть. И это вовсе не странно, так как МТЗ имеет двухцилиндровый двигатель, работающий на экономичном и выгодном дизельном топливе. Этот факт значительно влияет на весь последующий рабочий процесс, неким образом усложняя его.

Произвести минитрактор из мотоблока МТЗ 12 можно легко, пользуясь специальной инструкцией.

Тюнинг силовой установки

От стабильности работы двигателя зависит его мощность и производительность оборудования. Модернизировать штатный мотор очень дорого и неперспективно. Но, есть несколько способов, сделать работу двигателя более эффективной.

Для этого необходимо:

  1. Поставить качественную свечу зажигания. Регулярно чистить ее от нагара, периодически выверять просвет. При первых признаках снижения мощности заменять свечу.
  2. Использовать самые лучшие прокладки на всех соединениях. Это позволяет поддерживать нужное давление в блоке, предотвращает снижение мощности и образование дыма во время работы.
  3. Заливать в двигатель лучшее масло до верхней отметки. Следует помнить, что при наклоне агрегата происходит отток масла от трущихся деталей.
  4. Проверять качество топлива перед заливкой в бак. Желательно давать ему отстояться некоторое время, чтобы вода опустилась на дно емкости. Сам бак необходимо чистить и протирать насухо через каждые 2-3 дня.
  5. Установить дополнительный радиатор. Для этого к корпусу двигателя привариваются стальные пластины, которые будут эффективно отводить излишек тепла.

Радикальным решением является замена силовой установки на более мощную и совершенную. Сегодня можно приобрести японские, китайские и европейские двигатели, которые отличаются высокими эксплуатационными характеристиками и надежностью. Возможно, что под новую силовую установку придется переделать раму.

А если с пробегом?

В поисках вариантов подешевле мы изучили объявления. Большинство предложений – самодельные тракторы без документов. Посмотрим на некоторые из них.

8029939_2.jpg

Самодельный трактор с прицепом, плугом и окучниками продается в Могилевской области за 2568 рублей. Как рассказал хозяин по телефону, трактор он сделал сам лет 15 назад, недавно собрал другой. Двигатель на нем двухцилиндровый, какие раньше ставили на белорусские мотоблоки, трактор мощный, подходит для сельхозработ. «Не буксует в поле, я им даже грузовой ГАЗон тягал», – сказал владелец. Хотя самоделка не была зарегистрирована в ГАИ, хозяин утверждал, что проблем у него не было.

8030618_1.jpg

Еще одна самоделка с двигателем ЗИД, коробкой передач от ГАЗ-69, мостом от «москвича» и прицепом продается в Брестской области за 1156 рублей. «Трактор использовался для работы на поле и вывоза мусора. Сейчас у нас только огород, он не нужен», – сказал нам хозяин. В придачу к трактору он отдает запасной двигатель и мост.

8025700_1.jpg

Мини-трактор, собранный на базе мотоблока МТЗ, продается в Минской области за 4366 рублей. «У нас два мотоблока, мы уменьшили количество посадок, поэтому второй стал не нужен, – рассказал владелец по телефону. – Такой аппарат считается с тяговым усилием до 1,2 тонны, поэтому в теории им можно управлять без «прав», но мы на нем по дорогам общего пользования не ездили, а если нужно было, то перевозили на прицепе». На тракторе установлен аккумулятор, генератор, так что к нему можно приделать оборудование: фары, повороты. В комплекте хозяин отдает только плуг.

8030502_1.jpg

Одним из самых дорогостоящих вариантов мини-трактора мы назвали бы агрегат из Брестской области за 5650 рублей, который хотя и похож на заводской, но оказался самоделкой. По словам хозяина, трактор новый, на нем установлен оригинальный японский двигатель Honda, гидравлические тормоза и, судя по фото, передние ходовые огни и зеркала заднего вида, чего обычно нет в самодельных машинах. Хозяин заверил, что трактор лучше заводского, сделан им самим добротно и с использованием оригинальных запчастей. Что касается документов, то их нет, но, по словам владельца, проблем с ГАИ у него никогда не было, главное не лезть на дорогу. 

8030003_6.jpg

Один из самых простых и дешевых самодельных вариантов продается в Минской области за 2000 рублей. По телефону хозяин не стал подробно рассказывать об агрегате и предложил приехать посмотреть.

Из заводских тракторов с пробегом мы нашли «Кентавр Т15D» 2016 года с двигателем 15 л.с. В объявлении указано, что машина в состоянии новой. В придачу к агрегату владелец отдаст плуг, фрезу и однорядную картофелекопалку. Стоимость трактора с пробегом – 4500 рублей.

Этапы сборки

  • К раме необходимо подсоединить шасси с колесами, и установить двигатель. Рекомендуется устанавливать передний привод. В этом случае у мотоблока будет большая маневренность, и при езде в гору меньше шансов пробуксовывать, поскольку сцепка с землей будет лучше.
  • После установки привода, на заднюю поверхность рамы приваривается стальная пластина, на которую будет установлено кресло и руль. Потом руль соединяется с шасси для управления минитрактором МТЗ.
  • Следующим этапом является вывод всех рычагов управления минитрактором. Они должны находиться в соответствии с кинематической схемой, представленной ранее.

Важным нюансом является бензобак, из соблюдения техники безопасности он должен быть накрытым, чтобы не было случайного возгорания. Поэтому рекомендуется полностью весь мотор, вместе с бензобаком, оградить самодельным кожухом.

  • Необходимо дополнительно продумать расположение аккумулятора и фар в минитракторе. Благодаря аккумулятору можно установить автомобильное зажигание, оно более надежное в зимний период времени, когда на улице наступают морозы и двигатель Беларуса заводится не с первого раза.
  • К генератору подключаются фары, они позволят работать и в вечернее время суток.
  • Также рекомендуется колеса оградить брызговиками, поскольку при движении по грязи на скорости, она будет обильно лететь в разные стороны.
  • Смысл работы минитрактора именно в навесном оборудовании, поэтому следует внимательно продумать момент с его соединением. Для этого вал отбора мощности должен быть удлинен и находится позади машины.

Мотоблок «МТЗ» 06

yandex.ru

Мотоблок среднего уровня мощности, рассчитанный на выполнение целого ряда полевых и коммунальных работ. Имеет типичную для мотоблоков «МТЗ» одноосную конструкцию, которая приводится в действие 4-тактным бензомотором СК-6 с цилиндром 245см³ емкости. При аналогичном 5-й версии расходе бензина генерирует силу в 5,5 л.с

Компактен, что немаловажно для хранения и транспортировки. За счет рельефного протектора пневмошин мотоблок без пробуксовок преодолевает бездорожье и топкие места и не требует установки грунтозацепов

Преимущества:

  • надежность материально-технической оснастки, делающая агрегат практически «не убиваемым»;
  • 6 рабочих режимов, среди которых 2 – для заднего хода;
  • фрикционная муфта сцепления, управление которой осуществляется вручную;
  • специальная сцепка, облегчающая навешивание вспомогательных устройств;
  • разумная цена.

Эксплуатационные параметры:

  • Ширина проезда – 0,45/0,6/0,7 м;
  • Грузоподъемность – 650 кг;
  • Колеса – 15 х 33 см;
  • Габариты – 1,8/0,85/1,07 м;
  • Вес – 135 кг.

Вездеходная приставка

Гусеничные приставки позволяют соорудить из обычного мотоблока настоящий вездеход! Для этого нет необходимости что-либо перестраивать в самом мотоблоке, или отдельных его узлах. Достаточно просто снять обычные колеса, а на их место установить вездеходные гусеницы.

Гусеничная приставка на мотоблок МТЗ

В условиях наших зим это просто не заменимый помощник, вездеход может применяться для езды по снегу, для этого можно подсоединить адаптер, но не обычный в виде сиденья и колес, а в виде лыж.

Также гусеничная приставка может применяться после выпадения дождя. Обычные колеса не предназначены для езды по мокрой почве, ведь даже грунтозацепы проскакивают. Гусеничный вездеходный модуль позволяет значительно увеличить грунтозацепляющие способности и ездить по любой поверхности.

Видео обзор мотоблока МТЗ-09Н на лыжах

Российский завод «Крутец» предлагает свои вездеходные гусеничные приставки для мотоблоков МТЗ. Они предназначены для совместной работы, поскольку несмотря на большой вес приставка «Крутец» выдерживает его.

Особенность гусеничной приставки «Крутец»:

  • совместимостима не только с МТЗ, но и с другими мотоблоками. Благодаря своей конструкции они идеально подходят под «сверловку» каждого из них.
  • Длина вездеходной приставки составляет 140 см, высота – 29 см, ширина – 54 см.
  • Вес конструкции 71 кг.
  • Мощность мотоблока позволяет приводить в движение это оборудование без проблем.

Помните про то, что на бездорожье нельзя допускать ошибки! И следует быть внимательными и осторожными при управлении вездеходом.

Модернизация мотоблока Каскад своими руками

Большинство модернизаций мотоблоков направлено на улучшение важных характеристик, например, производительность, проходимость, расширения функциональности. Модернизация мотоблока Каскад поможет улучшить определенные характеристики или исправить недочеты.

Для повышения производительности может стать необходимой замена двигателя. Двигатели Lifan зарекомендовали себя своим качеством и длительным сроком эксплуатации, а кроме того, они отлично подходят к мотоблоку Каскад. Важно учитывать, что, если приобретается двигатель импортного производителя, вращение вала может отличаться (по часовой стрелке), тогда как отечественные мотоблоки приспособлены к двигателям, у которых вал вращается против часовой стрелки. Проблема решается легко – достаточно переставить шкив мотоблока на другую сторону.

Для улучшения проходимости и устойчивости можно установить колеса большего диаметра. Хорошо себя показывают пневматические колёса. Также вместо колес можно установить грунтозацепы, которые легко приобрести у производителя или создать своими руками.

Отзывы

Переделать мотоблок МТЗ-05 в минитрактор без помощи не реально. Поэтому обязательно загляните на форумы, где конструкторы делятся советами, как это сделать:

Vlad_reg84:

«Тяга что-то сделать должна быть в крови, в противном случае это будет затратно в финансовом плане. Я не могу пройти мимо какой-нибудь железяки, а обязательно мысленно прокручиваю, куда ее можно пристроить, так создаются конструкторские идеи. Тщательно осмотрите все, что у Вас есть, разложите, прикиньте, что из этого можно сделать, что Вы бы хотели видеть в конечном итоге, что еще нужно найти, если сразу не можете представить, то посмотрите на форумах примерные чертежи, и тогда картинка станет более ясной»

Леша:

«Привет всем читающим от конструктора тракторного оборудования. Хочу Вам дать один дельный совет: начинайте делать минитрактор только в том случае, если уверены в своих силах и наличии большого количества времени, средств и терпения. Если есть хоть капля сомнения, то лучше и не начинайте! Сделайте тележку или адаптер с сиденьем. И не заморачивайтесь с приводом 4х4. Это трудно в плане реализации. Оснастите Вашего Белоруса адаптером и резиной 7,5х16. И бегать будет быстрей, и тяги станет больше»

На что стоит обратить свое внимание при совершении покупки «Белоруса 05-го»?

Если вы хотите приобрести подобную модель транспортного приспособления, тогда вам стоит обратить свое внимание на следующие запчасти для мотоблока МТЗ:

  1. Редуктор – от его конструкции будет зависеть надежность всего аппарата и срок его эксплуатации. Если в мотоблоке установлен вариант неразборного редуктора, тогда в случае его неисправности вы будете вынуждены приобретать новую технику, ведь ремонт данного транспорта уже невозможно будет совершить.
  2. Двигатель. Движок является неотъемлемой частью подобного рода техники. От этого элемента зависит моторесурс, а также мощность и сила самого агрегата.

Подготовка мотоблока «МТЗ» к пахоте

Вспашка – кульминационный момент, ради которого приобретают любой мотоблок. Но для его реализации необходимо правильно подготовить, отрегулировать мотоблок, и лишь потом проверить его в работе.

Подготовительный комплекс работ представлен в видео ниже и включает:

  1. Сборку мотоблока согласно руководства пользователя;
  2. Затяжку всех резьбовых соединений;
  3. Наполнение резервуаров для моторной, трансмиссионной смазки и бензобака;
  4. Предварительный пуск мотора:
  • открываем краник топливного бачка и подкачиваем горючее в карбюратор;
  • прикрываем аэрозаслонку. Обратное проделываем с заслонкой дросселя, которая должна быть открыта на одну треть;
  • помещаем пусковой шнур в паз шкива;
  • после проворачивания коленвала до начала сжатия резко дергаем за тросик и запускаем мотор;
  • при успешном включении даем ему прогреться на малых оборотах в течение нескольких минут и переходим к работе;
  1. Обкатку – обязательный этап для всех новых мотоблоков «МТЗ»:
  • длительность – 50 ч;
  • требования – произведение легких транспортных работ под половинной нагрузкой;
  1. Агрегация навесками:

Мотоблоки «МТЗ» совместимы с разнообразным навесным оборудованием, которое можно условно разделить на 3 группы:

  1. только 1 или 2 передача:
  • Навесной плуг ПУ;
  • Фреза для почвы ФР;
  • Культиватор КТД-1,3;
  • Окучник ОУ;
  • Косилка КРМ-1;
  1. только 2 или 3 скорость:

Борона БТ-1,6;

  1. большие скорости (3-4) при повышенном давлении шин до 0,12 МПа:

Прицеп ПМ.

  1. Навешивание плуга для вспашки:
  • колею настраиваем на 60 см;
  • переводим сцепное устройства плуга в рабочий режим и стягиваем болтом;
  • ставим под левое колесо 16 см колодку;
  • послабляем болты плуга так, чтобы его стойка приняла вертикальную позицию;
  • берем ручку для установки глубины вспашки и проворачиваем против часовой стрелки, чтобы носок плуга стал выше на 1,5 см;
  • включаем блокировку дифференциала и начинаем культивацию на 1-й передаче;
  • доводим регулятором глубины пахоты ее до показателя 18 см;
  • постепенно переходим на 2-ю передачу;
  • в случае пробуксовки колес уменьшаем ширину захвата плугом.

Отзывы владельцев

Для того, чтобы узнать всю необходимую информацию о том, как сделать из мотоблока минитрактор, нужно ознакомиться с комментариями владельцев на тематических форумах.

Rejting.jpgВлад:

Если вы чувствуете в себе силы и желание что-то делать самому, то приступайте. Но учтите, что легко не. Я с детства кручу железяки, поэтому мысль сделать минитрактор самостоятельно была принята, как само собой разумеющееся. Пересмотрев, что было в наличии из материалов, докупил все необходимое на разборках и приступил. Все необходимые чертежи нашел на форумах, плюс еще сам додумал. Получился отличный агрегат.

Источник: https://proogorod.com/selhoztekhnika/minitraktor-s-motobloka-mtz

Рекомендуем: Ямобур на МТЗ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...