Доклад о византийской мозаике ℹ️ история происхождения изобразительного вида искусства, особенности техники и приемов, цель, образцы и примеры знаменитых работ

Подробная информация о мозаике — древней технике изобразительного искусства. Узнайте из нашей статьи о том, что такое мозаика, основных способах ее укладки и материалах. История появления и развития мозаики в мировом искусстве. #Мозаика #Это #Техника #Искусство #Способ #Укладка #Материалы #История

Техника и материалы

Мозаика — это вид декоративно-прикладного и монументального искусства

,

подразумевающий создание изображения путем компонования и закрепления однородных небольших частиц.

Как правило,мозаика создается по заранее подготовленному эскизу. С древности существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт(им может служить мастика,цемент,известка,воск и т. д.). При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу,картон,сетку или иную подложку,а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют. Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого,блестящего и реалистичного изображения.

Фрагмент мозаики. Вилла Пре-Ба Лупиана (Эро, Франция).  Источник изображения: JYB Devot

Фрагмент мозаики. Вилла Пре-Ба Лупиана(Эро,Франция).
Источник изображения: JYB Devot

Искусство мозаики весьма разнообразно по своим художественным возможностям. В качестве материала исполнения могут использоваться самые разные природные и искусственные источники: галька,ракушка,природный камень,смальта(глушеное непрозрачное стекло), эмали,бисер,керамика и даже металл. Подобная вариативность материала и его размера позволяет добиться самых разных художественных эффектов и цветовых решений. Мозаика позволяет создавать различные изображения от крупных монументальных архитектурных панно до изящных декоративных элементов предметов прикладного искусства.

Пьетро Каваллини. Благовещение. Из цикла мозаик с шестью сценами из жизни Святой Марии в церкви Санта Мария в Траставерде в Риме

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Мозаика: что это такое, виды и происхождение

Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.

Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат

Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат

Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.

Панно из мозаики станет настоящим украшением интерьераПанно из мозаики станет настоящим украшением интерьера

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаикиБлагородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчестваСовременные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьереБесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовкиДля подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного уходаТакая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнераШирокая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностьюПри следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставкиДрагоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Галерея

  • Греческие и римские
  • Небольшая часть Большого тротуара, римская мозаика, заложенная в 325 г. н. э. в Вудчестере[en], Глостершир, Англия

    Небольшая часть Большого тротуара, римская мозаика, заложенная в 325 г. н. э. в Вудчестере[en], Глостершир, Англия

  • Римская мозаика найдена в Каллеве[en] (Сильчестер)

    Римская мозаика найдена в Каллеве[en] (Сильчестер)

  • Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 гг. н.э.

    Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 гг. н.э.

  • Поздняя римская мозаика на вилле Романа в Ла-Ольмеде[en], Испания, IV-V века н. э.

    Поздняя римская мозаика на вилле Романа в Ла-Ольмеде[en], Испания, IV-V века н. э.

  • Деталь принцессы Скироса (из более крупной сцены Илиады, изображающей её и других принцесс[en], заискивающих перед Ахиллом, видя как Одиссей смотрит), из виллы Ла-Ольмеда, Испания, IV-V века н. э.

    Деталь принцессы Скироса (из более крупной сцены Илиады, изображающей её и других принцесс[en], заискивающих перед Ахиллом, видя как Одиссей смотрит), из виллы Ла-Ольмеда, Испания, IV-V века н. э.

  • Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

    Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

  • Христианские и византийские
  • Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

    Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

  • Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

    Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

  • Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

    Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

  • Арабские
  • Мозаика Омейядов дворца Хишама[en] близко следует классическим традициям

    Мозаика Омейядов дворца Хишама[en] близко следует классическим традициям

См. также

  • Мозаика римская
  • Маркетри
  • Дивизионизм
  • Пиксельная графика
  • HTML-арт
  • Мозаика полиэфирная
  • Мозаичная психопатия

История мозаики

Мозаика — одно из древнейших искусств,ее первые известные нам образцы относятся к III тысячелетию до нашей эры. Еще в Древней Месопотамии подобием мозаики украшали стены жилых домов,дворцов и храмов: конусами из обожжённой глины выкладывали геометрические узоры на колоннах и стенах зданий,а затем шляпки конусов раскрашивали в красный,черный и белый цвета.

Штандарт из Ура. Ок. 2600−2400 до н.э. Британский музей.  Источник изображения: pinterest.com

Штандарт из Ура. Ок. 2600−2400 до н.э. Британский музей.

Источник изображения: pinterest.com

Одним из наиболее впечатляющих артефактов этого времени является«Штандарт из Ура» — инкрустированное изображение войны и мира из морских раковин,перламутра и ляпис-лазури.

Штандарт из Ура. Фрагмент. Ок. 2600−2400 до н.э., Британский музей Источник изображения: pinterest.c

Штандарт из Ура. Фрагмент. Ок. 2600−2400 до н.э., Британский музей
Источник изображения: pinterest.com

Широчайшее распространение мозаика получила в античности. Чаше всего она служила напольным покрытием и стенным декором. В связи с развитием технологий производства стекла появляется смальта,известная своей невероятной долговечностью и художественным потенциалом. Известными образцами греческого искусства можно считать мозаики,найденные в Коринфе,Олинфе,Эретрии и Пелле(конец IV века до н. э.).

Дионис верхом на Леопарде. Дом масок. Делос, Греция. Источник изображения: pinterest.com

Дионис верхом на Леопарде. Дом масок. Делос,Греция.

Источник изображения: pinterest.com

В эпоху Древнего Рима мозаика достигает своего расцвета,появляются несколько специфических техник: opus barbaricum(мозаика из природной гальки), opus tesselatum(мозаика складывалась из предварительно обработанных тессер,одинаковых кусков мягкого мрамора), opus vermiculatum(мелкомодульная мозаика,уподоблявшаяся живописи), opus sectile(из тонких пластин натурального камня). Процесс создания мозаики поделился на 2 части: техническую,выполняемую рабами — накол модулей,и художественную — выкладку мастером изображения из уже готовых модулей.

Морская мозаика, Помпеи. Техника opus vermiculatum. Национальный археологический музей. Неаполь, Ита

Морская мозаика,Помпеи. Техника opus vermiculatum. Национальный археологический музей. Неаполь,Италия.

Источник изображения: Marisa Ranieri Panetta(ed.): Pompeji

Римская мозаика отличалась реализмом трактовки,разнообразием бытовых,исторических,мифологических,пейзажных мотивов. Она украшала жилые дома в Помпеях и Геркулануме,фонтаны и бани. Первыми образцами opus tesselatum,или римской техники,стали мозаики сицилийского города Моргантина(III век до н. э.). Вершиной мастерства этого времени можно считать помпейскую мозаику«Битва при Иссе», созданную Филоксеном из Эретрии из полутора миллионов фрагментов в технике opus vermiculatum.

Битва при Иссе, или Александрова мозаика. Ок. 100 г. до н.э.  Национальный археологический музей. Н

Битва при Иссе,или Александрова мозаика. Ок. 100 г. до н.э.

Национальный археологический музей. Неаполь,Италия.

Источник изображения: alexandermosaik. de

В Византийской империи

,

правопреемнице античных традиций

,

мозаика пережила свой расцвет

,

достигнув небывалых художественных и смысловых высот. В первую очередь мозаика украшала культовые

,

а не светские сооружения: реалистичность уступила место выразительности

,

мозаичные полотна располагались на сводах и куполах храмов

,

главным материалом стала смальта с тончайшими золотыми платинами сверху. Благодаря прикреплению тессер методом прямого набора

,

каждый элемент отличался своей уникальной поверхностью и положением в пространстве

,

и потому цельное мозаичное полотно воспринималось движущимся и живым

,

мерцающим в свете свечей золотом.

Непревзойденными шедеврами этого времени являются мозаики Равенны(церкви Сант-Аполлинаре-Нуово,начало VI века; Сан-Витале,546−547 гг.; Сант-Аполлинаре-ин-Классе,549 г.) и Святой Софии в Константинополе.

Церковь Сан-Фредиано. XIII в. Лукка, Италия.  Источник изображения: Richard F. Ebert

Церковь Сан-Фредиано. XIII в. Лукка,Италия.

Источник изображения: Richard F. Ebert

Мозаика Феодоры. 547 г. Сан-Витале. Равенна, Италия.  Источник изображения: Petar Milošević

Мозаика Феодоры. 547 г. Сан-Витале. Равенна,Италия.

Источник изображения: Petar Milošević

Византийская мозаика появилась во многих странах,испытывавших влияние империи: в Древней Руси(Софийский Собор,1030−1040 гг.), Грузии(Гелатский монастырь,1125−1130 гг.), мусульманских странах(мечеть Омейядов в Дамаске,707−711 гг.) и Западной Европе(церковь Жерминьи-де-Пре,806 г.).

Мечеть Омейядов. 707−711 гг. Дамаск, Сирия. Источник изображения: benissa.eklablog.net

Мечеть Омейядов. 707−711 гг. Дамаск,Сирия.

Источник изображения: benissa.eklablog.net

В эпоху Возрождения в мануфактурах Медичи появляется еще одна мозаичная техника: флорентийская мозаика,затем распространившаяся по всей Европе. Восходящая к opus sectile,она отличается разновеликими тессерами из камней,плотно уложенными друг к другу,подчеркивающими своей формой характер изображаемого предмета. Для достижения наибольшей выразительности природной структуры камня,мозаика полировалась до блеска.

Флорентийская мозаика «Обоняние и осязание». Царское село.  Источник изображения: amberroom.ru

Флорентийская мозаика«Обоняние и осязание». Царское село.
Источник изображения: amberroom.ru

Следующим значимым этапом развития мозаики стала эпоха

. Для мозаики этого времени поначалу было характерно использование раковин моллюсков и бисера для декорирования небольших предметов вроде шкатулок. Широко известны мозаики из города Бриар

,

их часто использовал

Эжен Грассе

, представитель стиля ар-нуво.

Эжен Грассе. Мозаика церкви Сент-Этьенн. Ок. 1890 г. Источник изображения: musee-mosaique.com

Эжен Грассе. Мозаика церкви Сент-Этьенн. Ок. 1890 г.

Источник изображения: musee-mosaique.com

В эпоху модерна наиболее оригинальным и самобытным примером мозаики стали работы архитектора Антонио Гауди. Как часть его архитектурных сооружений,они подчеркивали пластику форм благодаря смешению техник и различных материалов: традиционной смальты,камня,керамики,стекла,фарфора и гальки.

Антонио Гауди. Мозаика.  Источник изображения: Jaroslav Frank

Антонио Гауди. Мозаика.

Источник изображения: Jaroslav Frank

В России мозаика впервые появилась под влиянием Византии. Новый виток развития искусство получило при Михаиле Ломоносове,который разрабатывал собственную рецептуру смальты. В середине XIX века мозаика использовалась при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм Спаса на Крови,декорированный мозаикой,стал самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и ярким примером синтеза мозаики и архитектуры. В 1911 году русские мастера представили на Парижской выставке вазы,декорированные флорентийскими мозаиками из уральских самоцветов. С тех пор эта разновидность произведений называется«русской мозаикой».

Тайная вечеря. Мозаика по оригиналу К. Дузи. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Источник изображе

Тайная вечеря. Мозаика по оригиналу К. Дузи. Исаакиевский собор,Санкт-Петербург.

Источник изображения: cathedral.ru

Художники т.н. «Абрамцевского кружка» также отдали должное мозаичной технике,создав выдающиеся произведения. Так,«…Врубель представил свой знаменитый камин на сюжет из русского эпоса „Микула Селянинович и Вольга“. В этой работе он использовал не традиционные плитки-изразцы,а создал керамическое панно как мозаику из цветного камня».

Главная иллюстрация: Ящерица из парка Гуэль

,

Антонию Гауди. Источник фото:

e-wiki.org

Литература

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М.: Искусство, 1973. — 512 с. — (Из истории мирового искусства). — 20 000 экз.

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести-, восьмиугольника и кругаНаиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сеткиПользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человекаТакие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнатПалитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радугиНа основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещениеЦветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

В словаре Энциклопедии

(франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Как подобрать материал по цвету

Даже фрагменты, купленные в магазине, требуют составления грамотной композиции с учётом оттеночных сочетаний. Во время формирования узора за основу следует взять общие рекомендации законов цветоделения и личные ощущения.

При выборе оттенков, в первую очередь, следует учитывать освещение, поскольку естественный и искусственный свет по-разному раскрывает свойства мозаики. Например, светлые оттенки визуально скроют неровности и будут зрительно увеличивать пространство.

Каждый оттенок должен создавать определённое настроение. В спальне следует отказаться от контрастных тонов в пользу приглушённых пастельных. В ванной или бассейне мозаика не должна напоминать надгробие, здесь уместно использовать более яркие фактуры.

Достоинства и недостатки

В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:

  • универсальность и практичность;
  • огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
  • устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
  • невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению.

К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.

Правильный уход за мозаикой

Советы:

  1. Облицовка в ванной комнате нуждается в периодической обработке фунгицидными составами. Они помогут защитить поверхность от грибка и плесени. Особенно это важно сделать для ванных, где плохая вентиляция.
  2. В средствах для очистки не должны быть абразивные вещества, только в виде геля без твердых частиц.
  3. Грязные места протираются мягкой губкой. Ее смачивают в мыльный раствор. Останется промыть поверхность и вытереть ее насухо.
  4. Не допускается натирать плитку воском, веществами на масляной основе и составами с фосфорной кислотой.

Эти советы помогут ухаживать и продлить срок эксплуатации облицовки, после того как удалось приклеить мозаичную плитку.

Примеры наружной отделки

В экстерьере мозаичной битой плиткой можно оформить веранду, беседку или садовую мебель. Также с помощью оригинальных узоров выкладывают дорожки, фонтанчики или украшают фасад дома.

мозаичная дорожка в экстерьере

мозаичная дорожка в экстерьере

садовый стол с мозаикой в экстерьере

Источники

  • https://AmiPlus.ru/kuhnya/plitka-mozaika-v-interere.html
  • https://m-strana.ru/design/mozaika-v-interere/
  • https://strir.ru/vnutren-otdelka/plitka/mozaichnaya-plitka
  • https://homius.ru/chto-takoe-mozaika-vidy-proishozhdenie.html
  • https://toscana-design.ru/articles/mozaika-na-setke-vse-sekrety
  • https://design-homes.ru/idei-dlya-doma/mozaika-v-interere
  • https://www.rmnt.ru/story/decoration_tile/mozaichnaja-plitka-varianty-otdelki-isposoby-ukladki-vfotografijax.1070741/

[свернуть]

Опубликовано: 01.04.2021

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...