Что такое анаморфотный объектив? Как снимать? — MoFoTo

Сегодняшняя статья будет короткой. Я не буду сильно вторгаться на территорию кинематографистов хотя бы потому, что я сам кино не снимаю. Но меня просили

Использование анаморфотной линзы на DSLR

Давным-давно режиссёрам захотелось, чтобы в кадр умещалось как можно больше пространства. На стандартную 35мм плёнку вмещалась только та область, которую захватывали в поле зрения обычные объективы. Даже сферические линзы не давали нужного охвата. Тогда нашёлся интересный выход из сложившейся ситуации.

Было решено сжимать кадр по горизонтали при помощи специальной линзы. На плёнку записывалось сжатое изображение, которое в последствии через проектор выводилось на экран и через такой же анаморфотный объектив разворачивалось до очень большой ширины. Таким образом удалось сохранить фокусное расстояние оригинального объектива, но вместить в кадр очень широкое изображение.

Вот так выглядит изображение в видоискателе камеры с объективом Sigma 85mm F/1.4 и анаморфотной линзой-насадкой 1.9x.

анаморфотный объектив

В графическом редакторе или видеоедакторе, если вы снимаете видео, нужно вернуть пропорции путём растягивания изображения. В итоге получается красивый кинематографический эффект.

анаморфотный объектив

Всё, что нужно сделать, для того, чтобы работать с анаморфотнымным объективом – это закрепить его перед объективом вашей камеры. В продаже можно найти анаморфотные линзы с различным коэффициентом сжатия. Диапазон сжатия может составлять 1,3 или 1,5 раза. Часто встречается 1,9 раза. Есть даже 2 и более раз.

Однако, не сразу может быть понятна концепция анаморфотной съёмки, поэтому лучше один раз показать, чем расписывать теорию на десятки страниц.

Вот портрет с нормальным фокусным расстоянием 85mm и диафрагмой F/1.4:

анаморфотный объектив

А вот фото с анаморфотным объективом перед 85мм оптикой. Единственное, что изменилось – это перед камерой был установлен анаморфотный объектив.

анаморфотный объектив

Это то же самое изображение, но его пропорции приведены к естественным путём растягивания.

анаморфотный объектив

Следующий снимок демонстрирует попытку получить то же поле зрения благодаря перемещению камеры назад. Используются те же настройки объектива 85мм F/1.4 без анаморфотной линзы.

анаморфотный объектив

Сразу видно, что из-за удаления от объекта съёмки боке стало менее выраженным. Также проблематично получить такую же ширину кадра.

В продаже проще всего найти оптику производства времён СССР. Это объективы для проекторов ЛОМО 35-НАП, Meopta anagon 2x и Rectimascop. Цены очень сильно варьируются в зависимости от качества оптики, её состояния и жадности продавца. Все эти объективы очень массивные, поэтому их нужно крепить на специальные шасси перед объективом.

Также существуют готовые решения, наподобие SLR Magic. Это компактная насадка для объектива со специальным креплением. Но их стоимость не сравнима высока с кустарными решениями, однако и качество работы совместно с удобством использования значительно превышают аналоги из прошлого.

— горизонтальная голубая линия

анаморфные объективы

аберрация — горизонтальная синяя линия

Технология

Применяется в фотографии, полиграфии, а также при печати аэрофотоснимков для устранения перспективных искажений.Известны три основных способа оптического анаморфирования.

  1. Перекрещивающиеся призмы (использовались в формате «Ультра Панавижн» англ. Ultra Panavision);
  2. Цилиндрические зеркала на элементах с полным внутренним отражением (формат «Технирама» англ. Technirama);
  3. Цилиндрические анаморфотные объективы или насадки на объектив (формат «Синемаскоп» и его разновидности)

Первая анаморфотная оптическая система была разработана в 1897 году Эрнстом Аббе[3][4]. Анаморфотный объектив может содержать цилиндрические линзы непосредственно в оптической системе (в СССР такие устройства назывались анаморфотными блоками[5]), а может также состоять из обычного аксиально-симметричного («сферического») объектива и афокальной насадки[2]. Такие насадки содержат цилиндрические линзы или зеркала и являются афокальной системой, не строящей действительного изображения, а изменяющей угловое увеличение.

Анаморфирование также может быть осуществлено наклоном плоскостей изображения и предмета друг относительно друга, как это делалось в системе Болтянского, разработанной для перевода широкоэкранных фильмов в обычные. При этом широкоэкранный негатив проецировался сферическим объективом на промежуточный баритовый экран, расположенный под наклоном к оптической оси кинопроектора[6]. Киносъёмочный аппарат обычного формата располагался к экрану под меньшим углом, в результате чего пропорции изображения анаморфированного негатива становились нормальными. По такому принципу был построен кинокопировальный аппарат «23КТО»[7].

Об объективе Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x

Первое, что стоитотметить – это возможность смены крепления на байонет. По умолчанию он под MFT, но мне пришел еще ипереходник на Nikon Z. И в итоге, отвернув 4 винтика, установив новоекрепление и закрутив винтики обратно, я получил уже возможность снимать накамеру с большей площадью матрицы, что дает некоторые плюсы. Также на данныймомент имеются еще крепления для Sony E и Canon EF-M. 

Объектив металлический,увесистый и с очень плавным ходом колец фокуса и диафрагмы, которая здесь 10-лепестковая.Конструкция: 13 элементов в 9 группах. Максимальное значение диафрагмы – F1.8, минимальнаядистанция фокусировки – 85 см.

А сейчас немногоматематики. Так как на объективе белым по черному написано, что коэффициентанаморфирования составляет 1,33, то по горизонтали мы получаем дополнительноепространство на 33% больше, чем с аналогичным объективом, но сферическимилинзами.

То есть для MFT-системы 35мм этогообъектива в 35мм эквиваленте равняется: 35х2=70 мм по вертикали и35х2/1,33=52,6 мм по горизонтали.

Для APS-C (кроп 1,5):  52,5 мм повертикали и 39,5 мм по горизонтали.

APS-C(кроп-фактор 1,6): 35х1,6 = 56 мм по вертикали и 35х1,6/1,33 = 42,1 мм погоризонтали.

Помню, как еще сполтинником люди массово путались, заходили на сайт видели коэффициентполучаемого видео 2,4:1 что-то пересчитывали, а под занавес еще и проектувеличивали растягивая его.

Разумеется, этонеправильно.

Кстати на официальном сайтедаже пояснили: 2,4:1 вы получаете с помощью редактора, то есть нужно ещедобавить шторки сверху и снизу.

Потому как, снимая 16:9 скоэффициентом анаморфирования 1,33, вы получаете:
(16х1,33)/9= 2,36:1

И вот сейчас о плюсахиспользования этой оптики с камерами, что поддерживают съёмку 4:3.

На выходе мы получаем 4×1,33/3=5,32:3=15,96×9 – по сути 16×9, но уже санаморфированием.

И кстати, проблем с тем,какой создавать проект на монтаже, у вас не будет.

Цифровое анаморфирование

При сжатии видео с потерями анаморфирование производится за счёт снижения горизонтальной чёткости при использовании прямоугольного пикселя вместо квадратного. Коэффициент анаморфирования может достигать 2×.

Геометрические искажения

Прежде чем мы перейдем кполевой съемке, хочу показать вам небольшой тест.

Для начала, посмотрите надва кадра: один снят штатным блинчиком Nikkor 16-50, второй – на  Sirui 35mm:

Выправляем соотношениесторон на наш коэффициент 1,33:

Обратите внимание, чтоизображение имеет бочкообразную форму и из этого следует, что идеальногоквадрата ни в центре, ни с краю мы не получим никогда, только если будемвыправлять эту самую дисторсию на посте. Например, для этого можно использоватьредакторы исправления  эффекта «рыбий глаз»,  и то не всегда это получится.

Я это показываю для тех,кто планирует снимать, допустим, человека за столом и не хочет, чтобыповерхность стола немного «улыбалась».

Хроматические аберрации уобъектива присутствуют до значения f4.  Не сказать, что на видео они сильно бросаются вглаза, для этого нужно создать схожую контрастную цену, тем не менее этоинформация не будет лишней:

Небольшое виньетированиеприсутствует на всех значениях диафрагмы. Начиная с f5,6, оно начинает заметно снижаться:

См. также

  • Анаморфированный киноформат
  • Анаморфотный адаптер

Имитация анаморфотной линзы

Существует способ имитации эффекта овального боке и растянутых бликов от света при помощи специального фильтра. Его легко можно сделать самостоятельно. Всё что нужно, это вырезать из картона плотно вставляющийся перед передней линзой круг и прорезать в его середине овальное отверстие. Это поможет получать овальное боке на открытой диафрагме.

Имитация анаморфотной объектива

Преобразовать блики поможет вертикально натянутая леска, проходящая через центр объектива. Закрепить её можно на самой картонной насадке или просто обернуть вокруг объектива и зафиксировать резинкой.

— неравномерное сжатие кадра при перефокусировке (breathing)

Иллюстрация Breathing

Наверняка вы вспомнили эти эффекты в куче других известных фильмов. Сложно даже представить кинематограф без этих спецэффектов (по-крайней мере я, киноман, не могу).

Ну да что это я всё про кино, да про кино?

Вы спросите — а как это использовать в фотографии?

Дело в том, что дисторсии на анаморфных объективах меньше, а угол обзора больше. Потому мы можем при хорошем разрешении матрицы захватывать по одной из сторон гораздо больше, чем штатно нам разрешено.

Ссылки

  • Анаморфотная оптика в эпоху цифрового кинопроизводства (рус.) (недоступная ссылка). RentaCam. Дата обращения: 14 июля 2015. Архивировано 14 июля 2015 года.
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 25 марта 2021 в 03:44.

Противовес ($39)

Moment Gimbal является универсальным противовесом, который совместит со многими карданными подвесами, такими как DJI Osmo, Zhiyun SmoothQ и Evo Shift. При конфигурациях 60, 90 или 120 грамм, противовес помогает сбалансировать полезную нагрузку и прекрасно откалибровать стабилизатор для использования дополнительного оборудования Moment.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...